Совет директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Украине $3,3 млрд. в качестве третьего транша кредита в рамках программы stand-by
Совет директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Украине $3,3 млрд. в качестве третьего транша кредита в рамках программы stand-by. Деньги должны поступить в бюджет к концу недели. Правительство надеется, что это поможет стабилизировать курс национальной валюты.
Премьер Юлия Тимошенко не видит оснований для того, чтобы падала национальная валюта. «Даже 7,6 грн./$1 является необоснованной позицией гривни»,— уверена она. Более того, по ее словам, обоснованным уровнем курса является 6,0-6,50 грн./$1. «Все остальное — жестокая и нахальная спекуляция, которая не пресекается ни силовыми структурами, ни Нацбанком»,— добавила госпожа Тимошенко.
Как сообщали «і», во вторник на межбанке наблюдалось резко падение гривни. Рынок закрылся на уровне 8,13-8,17 грн./$1, что соответствует девальвации на 2,5% по отношению к доллару. «Регулятор выходил на рынок с существенно пересмотренной политикой интервенций на уровне 7,74-7,75 грн./$1. Интервенция состоялась лишь перед закрытием торгов, и весь день рынок торговался так, как будто Нацбанка на нем не было,— отмечают эксперты компании Astrum Investment Management.— НБУ прибегнул к административным мерам сразу после того, как обменный курс прошел отметку 8 грн./$1».
По мнению и. о. министра финансов Игоря Уманского, те события, которые происходят на валютном рынке, в первую очередь связаны с ожиданиями. «Ожидания на рынке были недостаточно позитивными. Решение, которое было принято МВФ, я надеюсь, исправит эти ожидания и тенденции на валютном рынке»,— сказал он. Теперь же, по его мнению, средства МВФ позволят правительству помочь Нацбанку по «стерилизации избыточной гривни» и тем самым «успокоить те настроения, которые сейчас, к сожалению, есть на валютном рынке».
Член парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Василий Горбаль согласен с позицией Минфина. «Сейчас много экспертов гадают на кофейной гуще и говорят о девальвации гривни осенью. Этим вызваны пессимистические ожидания населения,— сказал он.— А скачок курса доллара мог быть связан с теми рисками и с той дискуссией о получении транша, которая шла до последнего дня и которая создавала неясный фон по получению транша». Тем не менее, считает депутат, постоянные высказывания Юлии Тимошенко о том, что курс гривни должен быть на уровне 6-6,5 грн./$1, являются для рынка опасными.
Некоторые эксперты уверены, что девальвации гривни избежать не удастся. «Снижение курса гривни неизбежно, потому что нет оснований для укрепления: нет роста экономики, противодействия импорту и содействия экспорту»,— считает экс-замглавы НБУ Сергей Яременко. Кроме того, по его мнению, действия Нацбанка на валютном рынке остаются непрогнозируемыми и зачастую алогичными, что усугубляет ситуацию. «Действия НБУ не позволяют прогнозировать поведение валютного рынка даже в краткосрочной перспективе, на две недели»,— отметил он. Впрочем, по оценке Сергея Яременко, даже улучшение качества работы центрального банка не создаст потенциала для возвращения курса гривни к уровню 6,0-6,5 грн./$1.
Неудовлетворение действиями регулятора озвучил и экс-глава НБУ Сергей Тигипко. «Сегодня на курс доллара влияет, в первую очередь, ажиотажный спрос, но, с другой стороны, НБУ, на мой взгляд, недостаточно оперативно и профессионально действует,— отметил он.— Никто не знает, каким будет поведение со стороны Нацбанка. Если мы в последние дни постоянно видим, что увеличивается спрос на покупку валюты, то нужна просто спокойная реакция со стороны НБУ: в первую очередь интервенции или хотя бы небольшие, спокойные заявления».
Нацбанк, в свою очередь, обвиняет в создании искусственного дефицита валюты группу банков. «По результатам операционного анализа состояния наличного валютного рынка установлено, что некоторые банки, несмотря на значительные остатки наличной инвалюты в кассах банка, не осуществляют продажу наличных населению, что приводит к искусственному дефициту наличной инвалюты»,— сказано в письме НБУ. В связи с этим Нацбанк требует от руководителей банков контролировать осуществление валютно-обменных операций в собственных кассах и пунктах обмена валют, не допускать установления безосновательно завышенных курсов продажи наличной валюты и обеспечивать проведение в течение рабочего дня операций как по покупке, так и по продаже.
По мнению же эксперта Эрика Наймана, ситуация на валютном рынке вполне может создаваться государством специально. «Транш МВФ — это товар. Его можно продать, только дестабилизировав ситуацию на валютном рынке. Поэтому возможно, что ситуация дестабилизации на валютном рынке специально создается, чтобы продать населению дорогой доллар. А в следующем году рынок вернется на уровень 7-8 грн./$1»,— сказал он. Впрочем, по его мнению, НБУ может стабилизировать гривню, если будет тратить валютные резервы и интервенциями сбивать ажиотаж на рынке. «Такая возможность у Нацбанка есть, но желания нет. Если этого желания не будет, тогда курс постепенно уйдет к 10 грн./$1»,— считает эксперт.