Около 80% крупнейших корпораций мира сокращают затраты, выяснила компания Ernst&Young
Около 80% крупнейших корпораций мира сокращают затраты, выяснила компания Ernst&Young
Не избежала этой участи и Украина.
Для 40% крупнейших компаний мира существенно ухудшились экономические условия работы, а около трети отметили уход конкурентов с рынка и увеличение числа банкротств. Об этом говорится в исследовании Opportunities in Adversity, в котором отражены бизнес-стратегии 337 ведущих компаний мира в условиях рецессии. Его провела аудиторская компания Ernst&Young среди корпораций, половина которых имеет обороты более $10 млрд. в год.
В условиях рецессии более 80% респондентов провели анализ по снижению основных затрат. Две трети компаний инициировали программы сокращения персонала, а более 50% опрошенных пересмотрели свои затраты в области IT. «Европейские компании в большей степени, чем американские, намерены сократить затраты на недвижимость и IT, нежели на сокращение прямых и косвенных затрат на персонал»,— отмечают эксперты.
Две трети считают, что нужно проверить состояние управления денежными потоками и движение денежных средств на всех уровнях. Половина респондентов интегрируют меры оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.
Проблемы с ликвидностью оказались ключевыми. Лишь четверть опрошенных не испытывает трудностей с деньгами. Зато почти половина всех компаний продала или закрыла отдельные подразделения, 43% хотели привлечь краткосрочное финансирование, а 23% обдумывали варианты пересмотра своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств.
Цепочки неплатежей также являются глобальным явлением. Более половины респондентов столкнулось с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе — почти 60%). А примерно в половине случаев увеличился временной разрыв между размещением заказа и получением оплаты.
Стратегии
В итоге компании существенно скорректировали свои стратегии. Почти три четверти респондентов сообщили, что усиливают внимание к ключевым клиентам. Примерно 40% компаний намерены разрабатывать новую продукцию. Примерно треть была вынуждена расширять клиентскую базу и точно такое же количество опрошенных решили разорвать отношения с рисковыми клиентами.
В отношении поставщиков, отмечают в Ernst&Young, наблюдаются две типичные стратегии. Половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки. Другая половина поступила с точность до наоборот, чтобы обезопасить себя.
В компании отмечают, что украинские предприятия необоснованно медлят. «В настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата, особенно если говорить об украинских компаниях. Опыт прошлых кризисов свидетельствует, что выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время спада, и принял стратегические решения, отличающие их от конкурентов. Кроме того, во время кризиса есть возможность быстрее и эффективнее внедрить изменения, чем это удается сделать в период роста»,— отметил руководитель отдела бизнес-консультаций компании Ernst&Young в Украине Адлай Гольдберг.
Ревизия затрат
По словам опрошенных «i» экспертов, в Украине значительная часть компаний приступила к ревизии затрат. «Если раньше часто планировался общий размер затрат, то сейчас пересматривается каждая составляющая. Прежде всего к «неважным» расходам, которые пересматриваются в первую очередь, можно отнести затраты на сотовую и стационарную связь, на транспорт (в частности, служебный транспорт, не связанный с обеспечением производственного процесса), на корпоративные мероприятия (празднования тех или иных событий), на командировки, на «внешнее» обучение сотрудников»,— отметил начальник управления по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса OTP Bank Дмитрий Гончаренко.
По его словам, предприятия ударились в бюрократию. Они активно прописывают права и обязанности сотрудников, пересматриваются взаимоотношения с бизнес-партнерами с целью эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью, на более качественный уровень поднят вопрос планирования и бюджетирования.
«Сокращают издержки на обучение сотрудников, тренинги, страхование, фитнес, командировочные, административные расходы. Часть компаний перестраивает свои бизнес-модели. Выделяются отдельные бизнес-единицы, с дальнейшим выделением финансовых потоков для понимания, что происходит с каждым подразделением внутри холдинга или большой компании. Также компании стали внедрять новые подходы к риск-менеджменту или создавать новое подразделение по кризис-менеджменту»,— отметил руководитель аналитического департамента ИГ «Сократ» Константин Степанов.
Как и зарубежные коллеги, украинские компании изменяют схемы использования имеющихся денег: «Из-за нестабильности национальной валюты, а также снижения доверия к коммерческим банкам увеличилась доля наличных в расчетах между контрагентами. Во взаимоотношениях с потребителями схема тоже меняется: все чаще и чаще поставка товара/услуги сопровождается требованием полной предоплаты»,— подчеркнул господин Гончаренко.
«Продаются непрофильные активы, происходит переориентация от модели «увеличить долю рынка» к модели «максимизировать денежный поток компании». Вместо максимального использования (инвестирования) денег все больше склоняются к консервативной схеме: сохранения денег в надежном месте при более низких рисках»,— добавил директор департамента консалтинга инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Герус.
Затраты на персонал снижаются. Происходит это разными способами. Во-первых, оптимизируется численность персонала или количество подразделений. Во-вторых, снижаются или полностью отменяются бонусы и премии. В-третьих, в целом сокращается уровень заработной платы. По словам господина Степанова, часть компаний увольняет сотрудников, в первую очередь — неквалифицированный персонал. С другой стороны, если между компанией и работником были оформлены договорные отношения, то компании выгоднее отправить сотрудника в неоплачиваемый отпуск или пересмотреть принцип формирования доходов сотрудников. «Если работник работает по устной договоренности, то снижение доходов может достигать 50-70% от первоначальной зарплаты»,— отметил он.
Сокращение доходов не касается всех сотрудников. «Руководство компаний понимает, что есть ключевые сотрудники, снижение мотивации которых позволит конкурентам легко их перекупить. Это может повлечь и переманивание к конкурентам клиентов компании, которые завязаны на этих сотрудниках, а также спровоцирует утечку коммерческой информации,— считает господин Гончаренко.— К тому же имеется понимание среди владельцев, что кризис не вечен, и чем лучше компания подготовится к выходу из кризиса, тем с большей вероятностью сделает рывок после него».