В январе Национальный банк семь раз продавал безналичную валюту на межбанке. Итоговое сальдо интервенций составило около $400 млн.
В январе Национальный банк семь раз продавал безналичную валюту на межбанке. Итоговое сальдо интервенций составило около $400 млн.
Об этом сообщил компетентный источник, близкий к Совету Нацбанка. Он опроверг информацию главы совета Петра Порошенко, который в январе заявил, что НБУ продал на межбанке почти $600 млн.
По его данным, избыточный спрос на безналичные доллары спровоцировал «крупный региональный банк», который в январе усиленно скупал валюту. Вслед за межбанком выросли цены и на наличном рынке.
Это подтвердили наблюдения дилеров. По их информации, большой спрос на межбанке начался со второй половины января. Котировки доллара каждый день превышали уровень 5,06 грн. Обычно в таких случаях НБУ продает валюту, чтобы удержать котировки в пределах коридора 5-5,06 грн./$1. Однако во второй половине января регулятор упорно нарушал свое правило. Котировки на покупку доллара находились в районе 5,075 грн., однако реакции НБУ не было.
Уже в двадцатых числах января дилеры рассказали, что цены задирает ПриватБанк. Он скупал валюту в любых количествах и готов был платить большую цену — котировки стояли гарантированно выше 5,06 грн./$1. Невмешательство НБУ в работу рынка дилеры объясняли тем, что ПриватБанк не обращался к регулятору с просьбой продать ему валюту из резервов.
Дилеры предположили, что если бы днепропетровцы не задирали цену долларов, Нацбанку не пришлось бы проводить интервенции. Тем не менее, когда на фоне спроса со стороны ПриватБанка возникли другие заявки, ему пришлось продавать валюту из резервов. Интервенции проводились в семь из двадцати рабочих дней января — с 22 по 25, а также 28, 29 и 31 числа. Дилеры пояснили, что избыточный спрос создавал газовый трейдер «УкрГаз-Энерго». В последние дни января он традиционно скупал доллары для оплаты поставляемого топлива.
Сегодня есть три версии, зачем крупнейшему банку страны нужна валюта в таких количествах. Согласно первой, группа «Приват», к которой относят банк, продала крупные объекты в Украине и теперь выводит средства за рубеж. В декабре эта ФПГ продала ГОК «Сухая балка», ДМЗ им. Петровского и три коксохимических завода российской группе «Евраз». Впрочем, сомнительно, что расчет производился в Украине и в гривне.
Второе предположение: группа покупает крупный объект за рубежом и теперь выводит деньги, чтобы расплатиться. В пользу этой версии играет тот факт, что ФПГ купила крупный пакет акций в австралийском горнорудном предприятии Consolidated Minerals.
Третье объяснение — собственная операция ПриватБанка. «Ему нужно синдикат гасить, и он берет все, что продают, чтобы дефолта не случилось»,— рассказал зампред одного системного банка. Он отметил, что днепропетровцы до сих пор скупают валюту, устанавливая высокие котировки. Его слова подтверждаются тем, что НБУ ведет себя так же, как в середине января. На торгах 1 и 4 февраля котировки на покупку доллара были выше 5,06 грн., однако регулятор на эту ситуацию не реагировал.
Какова истинная причина продолжающейся активности ПриватБанка — неизвестно. Пресс-служба учреждения была недоступна для комментариев.