Иностранцы потеряли интерес к покупке крупных банков. Это стало слишком дорого...
Иностранцы потеряли интерес к покупке крупных банков. Это стало слишком дорого, да и самый ценный товар уже почти разошелся. Сейчас в стране новая тенденция — приобретаются мелкие учреждения. Причем лишь иногда их покупателями становятся иностранцы.
«Дешевле трех капиталов и не подходи»,— охарактеризовал цены на мелкие банки зампред одного из системных учреждений. Безусловно, это не сравнится с мультипликаторами 5-6, с которыми продавались крупнейшие учреждения. Однако, по словам специалиста, зачастую приобретаются банки, которые вообще ничего не представляют на рынке.
Покупателей можно разделить на две большие группы. В первую входят преимущественно иностранцы, которые не хотят переплачивать. Они предпочитают приобрести несколько мелких учреждений и затем объединить их. К этой же группе относятся местные банки, которые хотят присоединить покупку к уже существующей крупной структуре. Вторая группа — это украинские бизнесмены, желающие обслуживать свои финансовые потоки.
Иностранцы с начала этого года были достаточно активны. В мае в интересах исландских инвесторов были куплены 95% акций киевского банка «Львов», который занимал 117-е место по активам. В ноябре SEB купила более 50% акций харьковского Факториал-Банка, примерно такого же по размеру, как уже принадлежащий ей украинский «СЕБ Банк». В том же месяце Bank of Cyprus купил 95% АвтоЗАЗбанка, заплатив за него четыре капитала.
По словам директора гендепартамента дистрибуции «Надра Банка» Игоря Патюка, иностранным банкам, особенно средней руки, сложно получить лицензию на ведение банковской деятельности в Украине. Покупка мелкого банка для них — оптимальный вариант быстрого выхода на украинский рынок. «При поглощении большой банк получает банковскую лицензию, сеть пунктов продаж и клиентскую базу, технологии и уровень корпоративного управления, управляемость банка и прочие выгоды»,— объясняет он.
Пока нет предпосылок к тому, что скупка скоро прекратится. «По-прежнему существует спрос на маленькие банки, у которых есть пусть небольшая сеть отделений. Обычно интерес к ним испытывают крупные банки, имеющие недостаточную сеть»,— рассказал директор казначейства ТАС-Комерцбанка Дмитрий Дребот.
Наряду со сделками, которые проводятся публично, существует еще невидимый пласт операций по скупке. «Если покупатель из Украины, он скорее возьмет не сам банк, а предприятие, им владеющее. Тогда не придется заниматься перерегистрацией в НБУ»,— пояснил уже упомянутый зампред системного банка.
Обычно в таком случае преследуются совершенно другие цели. Как правило, засветка сделки вредна, потому что банк используется для вывода капитала за рубеж или отмывания денег. Крупные и особенно системные банки уже давно отказались от черной работы, связанной с криминалом. «Это профиль нескольких мелких банков»,— сказал зампред.
В самом цивилизованном случае крупные предприятия или холдинги покупают банк, чтобы обслуживать собственные финансовые потоки. Проповедуемый системными банками тезис о том, что мелкие учреждения находятся на грани вымирания, их лишь забавляет. Удержание финансовых потоков внутри группы — по-прежнему актуальная задача. По этой причине, например, за последние два года в Украине создаются новые банки. В 2006 г. их открылось тринадцать, с начала этого года — еще три. Однако некоторые особенно нетерпеливые предприятия предпочитают приобретать уже существующее учреждение.
«Создать новый банк дешевле, чем покупать уже готовый. Но только процесс регистрации занимает около полугода, после чего еще год действует запрет НБУ на отдельные виды деятельности. Поэтому, если приоритетным является вопрос времени, лучше покупать существующий банк»,— считает зампред созданного год назад Еврогазбанка Алексей Ефремов. Это учреждение относят к сфере влияния крупнейшего импортера газа — компании «УкрГазЭнерго».