Налогом с оборота рассчитаются с пенсионерами

no image

Возможное уменьшение поступлений в пенсионный и другие соцфонды после двукратного снижения ставки единого социального взноса может быть компенсировано доходами госбюджета от реформирования НДС, в частности, введением налога с оборота

Уменьшение единого соцвзноса до 15%, которое инициирует налоговая, может сократить соответствующие поступления в Пенсионный фонд более чем на 80 млрд. грн., сообщил «і» директор департамента поступления доходов Пенсионного фонда Василий Литвиненко. «Учитывая отсутствие реальных источников покрытия потерь, это ставит под угрозу своевременную выплату пенсий»,— подчеркнул он.

Напомним, что для работодателей размер соцвзноса в зависимости от вида хоздеятельности и класса профессионального риска сейчас составляет от 36,76% до 49,7% от зарплаты сотрудника. Для наемных работников уровень нагрузки по уплате страховых вкладов — 3,6-6,6%. Большая часть соцвзноса направляется в Пенсионный фонд, остатки — в фонды соцстрахования (по временной потере трудоспособности, от несчастных случаев, на случай безработицы).

Для уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда ГНСУ предлагает два варианта реформы. Основной — это снижение социального взноса до 15% для уплаты работодателем, и 3,6% — для уплаты работником. Альтернативный сценарий — распределение нагрузки между работодателем и наемным работником 50:50 (18,6% / 2).

Налоговики не отрицают существования финансовых рисков для государства на первом этапе реализации реформы. Но они ожидают, что сокращение поступлений в соцфонды (в т.ч. пенсионный) будет значительно меньше от показателя, озвученного Василием Литвиненко,— 30,8 млрд. грн. Такое значение формируется исходя из следующих факторов.

Во-первых, государство сможет сэкономить 27,2 млрд. грн. при уплате единого соцвзноса из зарплат бюджетников (за счет снижения ставки). Во-вторых, прирост фонда оплаты труда за счет легализации зарплат обеспечит еще 22,5 млрд. грн. В-третьих, отмена максимальной величины базы начисления единого соцвзноса (в законодательстве она определена на уровне 17 прожиточных минимумов) даст еще 3,9 млрд. грн. В-четвертых, 6 млрд. грн. поступит от введения 3%-го сбора при покупке валюты.

Прирост доходов госбюджета от реформы НДС (снижение ставки до 7-12%) с учетом ожидаемого эффекта детенизации экономики, введения компенсаторов (налог с оборота, отмена НДС-льгот) и т.д. должен составить 24,7 млрд. грн. Таким образом, если предположить, что дефицит соцфондов, образовавшийся в результате реформы единого соцвзноса, перекрыть условным профицитом, возникшим в результате реформирования НДС, нехватка средств для соцфондов сокращается до относительно незначительных 6,1 млрд. грн.

Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко полагает, что снижение единого соцвзноса действительно должно способствовать выводу зарплат из «тени». «Для успешности этого шага необходимо гарантировать бизнесу неизменность и стабильность ставок единого социального взноса, отсутствие ретроспективных санкций и штрафов»,— добавляет представитель ЕБА. Подобного мнения придерживается партнер отдела налоговых и юридических услуг PricewaterhouseCoopers Украина (по совместительству — сопредседатель Комитета по вопросам налоговой политики Американской торговой палаты) Вячеслав Власов.

Председатель Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Оксана Продан напоминает, что путем сокращения «социальной» ставки пошли немало государств, в т.ч. Грузия. Однако в этом контексте директор экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз подчеркивает, что к вопросу уменьшения ставки соцвзноса все же стоит подходить максимально взвешенно. «Опыт других стран показывает, что слишком поспешные и радикальные шаги могут привести к тому, что впоследствии ставки социального взноса снова придется увеличивать»,— предупреждает специалист.

Руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко (также является главой налогового комитета ЕБА) считает, что идею налоговиков можно реализовать менее болезненно для госфинансов при постепенном уменьшении единого соцвзноса, на первом этапе — на 4-5% (вместо одномоментного значительного сокращения, которое предлагают фискалы). Причем этот процесс логично синхронизировать с запуском второго этапа пенсионной реформы.

«Сейчас у людей фактически отсутствуют стимулы получать, а у работодателей — платить белую зарплату с соответствующими высокими отчислениями в соцфонды. Граждане не верят, что значительные соцплатежи обеспечат им достойную старость. Естественно, это приводит к недофинансированию солидарной системы пенсионного обеспечения, от которой зависит благосостояние нынешних пенсионеров. И вряд ли есть основания надеяться, что после снижения ставок соцвзноса чувство ответственности резко возрастет и солидарная система будет немедленно обеспечена необходимыми средствами»,— отмечает эксперт.

Член совета Федерации работодателей Украины Владимир Цыбульский обращает внимание, что предлагаемое ГНСУ почти двукратное (до 2 тыс. грн.) повышение уровня минимальной заработной платы приведет к тому, что даже после снижения ставки единого соцвзноса соответствующие ему отчисления могут остаться на текущем уровне (или даже увеличиться) за счет расширения налогооблагаемой базы. «Правда, исходя из этого, о послаблениях для бизнеса здесь не совсем-то приходится говорить»,— полагает Владимир Цыбульский.

В свою очередь, Анна Деревянко указывает на вероятную «тенизацию» больших зарплат в случае отмены максимальной величины базы начисления соцвзноса. А вот Вячеслав Власов не исключает возможности, что это все-таки не произойдет, хотя чистый доход работников действительно может уменьшиться. Тем более, с учетом повышения максимальной ставки налога на доходы физлиц до 20%. «Это, прежде всего, затронет сотрудников прозрачных крупных международных и отечественных компаний с высоким уровнем дохода. Как правило, уровень налоговой культуры у них очень высокий; они будут законопослушно платить и удерживать с сотрудников более высокие налоги»,— считает эксперт.

Анализируя же перспективы поведения малого и среднего бизнеса в части детенизации зарплат, менеджер отдела налоговых и юридических услуг PricewaterhouseCoopers Украина Юрий Захарченко полагает, что представители МСБ могут этим путем и не пойти. «Для вывода зарплат из тени государству следует отказаться от идеи частого увеличения ставок подоходного налога (последнее было в 2011 г.), расширения базы по единому соцвзносу и введению других налогов, бремя которых ложится на плечи потребителей»,— считает специалист.

В Минэкономразвития «i» сообщили, что поддерживают идею налоговой о распределении социального взноса между работодателем и наемным работником 50:50. В то же время эксперты министерства склоняются к тому, что этот вариант реформирования будет эффективным лишь в случае его постепенной реализации. «Необходимо соблюдать баланс между увеличением размера отчислений из зарплаты наемных работников и ее номинальным размером. Перераспределение должно происходить с одновременным увеличением заработной платы, чтобы увеличение размера единого взноса для наемных работников не уменьшало уровня их реальных доходов»,— отметили в Минэкономразвития.


Все статьи