Михаил Корчемкин: «Взаимовыгодное сотрудничество с «Газпромом» едва ли возможно»

17 мая 2013, 8:52
no image

Российская компания сможет продавать Украине газ по самым высоким ценам в Европе, даже если приватизирует украинскую газотранспортную систему.

Один из ведущих мировых экспертов газовой отрасли, основатель компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин рассказал «і» об искушениях, которые провоцируют нынешнее руководство «Газпрома» игнорировать рыночную ситуацию, и почему холдинг может прекратить свое существование в нынешнем виде.

— Глава Минэнергоугля Украины Эдуард Ставицкий заявил, что до конца мая будет разрешен газовый спор с Россией. Насколько реальны эти ожидания? Какие есть предпосылки для того, чтобы «Нефтегаз» в ближайшее время урегулировал с «Газпромом» вопросы о цене на газ и снижении его закупок?

— Киев уже три года пребывает в состоянии ожидания. Наверно, тлеющий конфликт устраивает обе стороны. Украина практически безболезненно сокращает закупки дорогого российского газа, а руководство «Газпрома» имеет аргумент для обоснования строительства «Южного потока».

— Ранее в «Газпроме» озвучивали сомнения в правомерности реверсных поставок газа из ЕС на украинский рынок. Обоснованы ли они? Может ли Украина избежать подобных обвинений?

— Газ пересекает границу Евросоюза и меняет собственника. Запрет на реэкспорт газа в ЕС отменен уже 10 лет назад, поэтому новый владелец вправе продавать свой газ в любую страну, включая Украину. Движение газа через границу фиксируется независимыми европейскими операторами. У «Газпрома» нет никаких оснований для исков.

— В Украине время от времени всплывает информация о том, что несмотря на официальный запрет реэкспорта российского газа, некоторые компании его все-таки осуществляют благодаря наличию «особых договоренностей» с Кремлем…

— Последний известный мне случай — это реэкспорт 11,3 млрд. кубометров компанией «РосУкрЭнерго» через структуры «Газпрома».

— Как Вы оцениваете перспективы реализации проекта «Южный поток», учитывая нынешнюю ситуацию на европейском газовом рынке?

— В результате реализации проекта «Южный поток» подрядчики и посредники «Газпрома» получат около €20 млрд. чистого дохода. Искушение слишком велико, и проект будет реализован, вне зависимости от рыночной ситуации. Что, собственно, «Газпром» и утверждал официально.

— Сможет ли «Газпром» обеспечить поддержку польской стороны для строительства газопровода «Ямал – Европа-2», который задуман как альтернативный маршрут для поставок российского газа в страны ЕС?

— В отличие от «Южного потока», проект «Ямал-Европа-2» не требует капитальных вложений на территории России. Поэтому российская сторона не будет настаивать на его реализации.

— Какая роль «Газпрома» в настоящее время на европейском газовом рынке?

— «Газпром» был, есть и будет крупнейшим игроком на европейском газовом рынке. Правда, его доля будет меньше, чем в прогнозах российского руководства.

— Какие перспективы «Газпрома» удержать лидирующие позиции на мировом газовом рынке?

— При нынешнем руководстве у «Газпрома» нет шансов даже на то, чтобы сохраниться единой компанией. О лидирующих позициях не может быть и речи. Доля «Газпрома» в мировой добыче и торговле постоянно снижается, и действия правления компании лишь ускоряют этот тренд.

— Какой Вы видите оптимальную взаимовыгодную схему сотрудничества «Газпрома» и «Нефтегаза»?

— Вопросы выгоды не входят в число приоритетов руководства «Газпрома». Компания, например, изменила схему поставок газа в Чехию, заменив украинский транзит на маршрут через «Северный поток» и OPAL. В результате затраты на транспортировку газа выросли, как минимум, вдвое. Так что взаимовыгодное сотрудничество с нынешним руководством «Газпрома» едва ли возможно.

— «Нефтегаз» продолжает наращивать убытки. Какие у компании есть ресурсы и возможности для улучшения своего финансового состояния? Целесообразна ли реорганизация ее холдинговой структуры и приватизация активов? В частности, газотранспортной системы? Есть ли смысл в сохранении госсобственности газотранспортной системы и подземных хранилищ газа?

Украинской компании необходимо приготовиться к существованию без транзита российского газа. Продажа или передача украинской ГТС «Газпрому» может привести к снижению цен на очень короткое время (наверно, достаточное для проведения выборной кампании) с неизбежным последующим возвращением к самым высоким в Европе ценам.

ПХГ является очень ценным активом. На каждый миллиард кубометров «активного» газа ПХГ необходимо купить и закачать примерно миллиард кубометров «буферного» газа, который останется под землей навсегда. Преимущество украинских хранилищ в том, что в них уже есть огромные объемы этого «буферного» газа, тогда как для создания новых мощностей в Европе эти объемы пришлось бы покупать по рыночным ценам.

Михаил Корчемкин — специалист в области технико-экономического и финансового анализа проектов по добыче и транспорту газа. В советское время принимал участие в разработке технико-экономического обоснования ряда крупных трубопроводных проектов Мингазпрома СССР (преемником ведомства стало ОАО «Газпром»). В 1990-1995 гг. работал в Пенсильванском университете, США. Также работал в Гарвардском университете, США, и Эразмском университете в Роттердаме, Нидерланды. С 1995 г. —гендиректор компании East European Gas Analysis, которая консультирует правительства разных стран, нефтегазовые корпорации и банки по вопросам строительства газопроводов, затрат на добычу и транспорт газа, развития газового бизнеса в России (в частности: ABN-AMRO Bank, Amoco, BP, British Gas, Conoco, Ernst & Young, ExxonMobil, Gas Strategies, Gasunie, Neste Oy, Osaka Gas, Ruhrgas, Shell, Statoil, Swedegas, Total, Vattenfall, Всемирный банк).

Все статьи