Кто украл $50 млн. из Дельта Банка?

no image

Тот факт, что украинцы все меньше доверяют банкам, неоспорим. За последние годы не один украинский банк лопнул, как пузырь, оставив людей без сбережений и заставляя их стоять с протянутой рукой под банковскими учреждениями или в пикетах под Национальным банком Украины. Несмотря на это, некоторые украинские банки, из-за которые возникает угроза обвала всей банковской системы, требуют частых докапитализаций за государственный счет. С одной стороны, это смягчающий удар по вкладчикам, с другой стороны - углубляет социальное напряжение для каждого украинца. Во времена, когда на Востоке продолжаются затяжные военные действия, которая выхолащивает государственные средства, такая банковская политика не понятна людям. Если ко всему приплюсовать скандалы о хищении средств из банков, то желание хранить деньги в них остается разве что у откровенных оптимистов или граждан, воспитанных финансовой дисциплиной времен СССР.

На слуху недавнее фиаско Дельта Банка, которое заставило покупать валидол многих наших граждан. Как стало известно из информации на сайте ZN.UA, в конце января в отношении должностных лиц Дельта Банка начато уголовное производство (объединенное в результате рассмотрения материалов в производство, внесенное в Единый реестр досудебных расследований № 12015100060007565 от 24.11.2015 г.)

Речь шла о том, что первого заместителя председателя Совета директоров Дельта банка Виталия Масюру подозревают в причастности к хищению из банка более $50 млн., что, по информации следствия, составляло около 1,2 миллиарда гривен, пишет ZN.UA. Имущество: недвижимость и автомобили – арестованы. Сообщение Виталию Масюре не вручено, так как он находится за границей.

Конечно, такая информация должна вызвать чувство моральной сатисфакции у вкладчиков банка. Однако тот факт, что в выводе средств подозревают только одного человека, настораживает. Потому что просто взять и украсть деньги из банка могут только вооруженные гангстеры или хакеры. Другие способы требуют наличия талантливой схемы и документального сопровождения, как минимум, а еще участия и наличия подписей и согласований отнюдь не одного банковского чиновника.

Провернуть сделку по такой схеме самостоятельно невозможно, утверждает сам Масюра в интервью Delo.UA. Но почему-то в информации, просочившейся в ZN.UA от следователей, пока известен лишь один фигурант. Там же говорится о том, что, мол, установлен факт, согласно которому «в конце 2014 г. В. Масюра без соответствующего решения кредитного комитета Дельта Банка подписал договор залога, по которому банк предоставил гарантийный депозит в размере более 50,63 миллиона долларов по обязательствам оффшорной компании Jamico Finance Ltd (Британские Виргинские острова) перед Bank Winter & Co AG (Австрия). Чем придал этому банку право самостоятельно списывать средства с корреспондентского счета Дельта Банка. Что и было сделано после того, как Bank Winter & Co AG письменно сообщил Дельта Банку о невыполнении оффшорной компанией обязательств по кредиту. Это в дальнейшем, как утверждает следствие, привело к противоправному списанию с корсчета Дельта Банка упомянутой суммы и причинение банку соответствующих материальных убытков».

Поэтому дело пока с одним известным вызывает ряд вопросов не только у специалистов и журналистов, но и у общественности. В интервью Delo.UA Виталий Масюра рассказал, что согласно истории и технологии подобных отношений между банками, в нашем случае, между Дельта Банком и Bank Winter & Co AG, на практике применяется проверенная годами система контроля и подстраховок. А также, что предложению открыть в Bank Winter & Co AG корсчет Дельта Банка обязательно должны предшествовать предварительные переговоры и согласования, потому что без таковых даже курицу на Бессарабке не купишь. Кто их проводил, когда, где, легко выяснить, говорит он, в самом австрийском банке, и это будет правильным, если добиваться правды.

По словам Виталия Масюры, он их не проводил, а без ведома Казначейства, Клевер менеджмента, Наблюдательного совета, Комитета по управлению активами и пассивами открыть упомянутый корсчет практически невозможно. Как нельзя проводить подобные операции с процедурой регистрации их в НБУ. Подписаный договор Казначейство, в обязательном порядке, должно передать в Бэк-офис для хранения вместе с распоряжением про открытие счета в операционной системе Дельта Банка с присвоением номера счета. Далее этот корсчет должен быть зарегистрирован в НБУ, который может требовать еще ряд дополнительных документов. Кто проводил переговоры с Bank Winter & Co AG, с оффшорной компанией по поводу подписания договора залога и других документов, связанных с этим, тоже не мешало бы выяснить.

Как стало известно из обнародованных материалов, эта сделка якобы обсуждалась в стенах банка при участии председателя Наблюдательного совета Николая Лагуна, члена Наблюдательного совета Валентина Засухи, председателя Совета директоров Елены Поповой, первого заместителя председателя Совета директоров Виталия Масюры, заместителя председателя Совета директоров Сергея Козырицкого. То есть речь идет о правиле даже не трех, а четырех пар глаз, как это называют в финансовых кругах. Уже после этой процедуры должен собираться пакет документов, в данном случае для Bank Winter & Co AG, и отправляться для подтверждения полномочий подписанта от Дельта Банка. Там этот пакет проверяют, признают достаточным или недостаточным и ожидают по почте пакет с подписанным договором залога. Параллельно свои счета в австрийском банке открывают и оффшорные компании, согласовывают и подписывают с ним кредитные соглашения.

Наверное, следствие должно разобраться и с этим и потребовать у Bank Winter & Co AG сведения, кто эти люди. Можно надеяться, если будет исследована вся история и участники отношений с Bank Winter & Co AG и компанией Jamico Finance Ltd, то возможно, всплывут и другие фамилии контактеров из числа руководства банка. Нелишне бы выяснить,  есть ли предварительные подобные договоры залога за подписью этих людей, которые могут служить доказательством прецедента?

Далее Исполнитель по порядку должен передать готовый пакет документов со своими визами (договор залога, протокол Наблюдательного совета) подписанту от Дельта Банка, тот визирует и возвращает пакет Исполнителю. Документы идут в Bank Winter & Co AG на подпись с их стороны, и затем один экземпляр отправляется в Дельта Банк, чтобы вместе с протоколом Наблюдательного совета быть представленным в Бэк-офис для хранения и отображения в бухгалтерии. Почему бы не разобраться, было ли все это сделано?

Ответ вкладчики надеются получить от следствия, которое, намерено выяснить, кто подписывал заявку на получение кредитных средств со стороны компании Jamico Finance Ltd? А еще – существует ли  представление ими письменного заявления на получение кредита в Bank Winter & Co AG под залог Дельта Банка для оформления залога и подписание с Дельта Банком договора этого залога? Также можно было бы установить, когда именно Bank Winter & Co AG перечислил кредитные средства на счет компании Jamico Finance Ltd? И это сделано или нет? А еще отражено в Бек-офисе Дельта Банка сообщение от Bank Winter & Co AG о том, что договор залога вступил в силу?

Итак, правило нескольких пар глаз, говорит Масюра в упомянутом интервью, если оно было соблюдено, согласно инструкции по технологии исполнитель-подписант-контроллер, а это норма, что один сотрудник готовит и согласовывает сделку и выносит ее для принятия решения уполномоченным органом, второй подписывает, а третий проверяет достаточность внутренних полномочий должно все прояснить в случае его соблюдения. В том числе и по сумме и органу принятия решения. Потому что только после этого проводится банковская операция с ее отражением в отчете.  Совмещал Виталий Масюра все эти функции или только мог подписать соглашение? С этим следователи тоже, наверное, могут разобраться без труда. Если, конечно, из архива еще не исчезли все решения кредитного комитета и правления банка. Можно предположить, что если такое произошло, то Масюру легко будет обвинить в похищении всего «кредитного портфеля». Поэтому нелишне проверить и эту папку. Но, наверное, Bank Winter & Co AG, как серьезная финансовая организация, должен и сам провести двойную проверку полномочий для выяснения полномочий подписанта. Иначе соглашение тех или иных обстоятельств можно признать недействительной через суд и вернуть средства в Дельта Банк.

В банковской сфере для похищения средств, кроме мотива, надо иметь еще и возможность его реализации. Если в нашем случае хищение средств произошло в результате действий уполномоченных людей компании Jamico Finance Ltd, то, наверное, следовало бы выяснить, имел Виталий Масюра какое-то отношение к этой компании, он отрицает, как и свои переговоры с Bank Winter & Co AG. Хотелось бы знать, а кто, собственно, имел такие контакты, и кто вел переговоры ценой вопроса в более $50 млн. ? Тогда, наверное, удастся выяснить, где эти деньги и чей кот съел сметану. Как и то, соответствуют ли действительности заявления самого Масюры, что он ушел из Дельта Банка еще в начале 2014 года. По крайней мере, почему бы это не выяснить у сотрудников, клиентов и т.д.

Как не мешало бы задаться вопросом, а кому, собственно, выгодно обвинять Виталия Масюру, который привязывает свои проблемы к американской компании Cargill Financial Services International, аккредитивы которой были объявлены председателем Наблюдательного совета Дельта Банка «фиктивными» якобы в ответ на то, что Cargill официально требовал погашения долга от Дельта Банка. Тогда американцам пришлось находить другие юридические механизмы погашения долга.И именно Масюра помог наладить отношения с рядом заемщиков Дельта Банка, чтобы обеспечить зачет однородных требований с Cargill.

Кстати, потом версия о выводе активов Cargill из Дельта Банка стала очень удобной, чтобы оправдать банкротство финансового учреждения. Очень сомнительно, что такая мощная американская компания, как Cargill Financial Services International, как другие транснациональные компании, как-то Кока-Кола или Макдональдс, работающих в поле американского законодательства,  могут заниматься мошенничеством с документами. Тогда Масюра проконсультировал американцев, чем мог вызвать недовольство у председателя совета директоров Дельта Банка Николая Лагуна. Масюра заявил прессе об абсолютной законности действий Cargill по обеспечению зачета, потому что это предусмотрено Гражданским кодексом и имеет множество прецедентов в судах высшей инстанции.

Еще одной причино, по его мнению, может быть касательное отношение «Ильичевского зернового порта» и компании «Стройбуд-Ильичевск», на уставные фонды которых, в рамках уголовного производства против него, был наложен арест. Мол, информация о том, что он якобы к ним имел принадлежность, была получено из Интернета. И этого оказалось достаточно для суда? Сейчас эти предприятия еще и попали в поле зрения рейдеров, которые когда-то захватили Одесский рынок «7-й километр», а сейчас, по словам Масюры в интервью Вести, намекают, что порвут Cargill вместе с ним и завладеют «активами, выведенными Каргилл» с Дельта Банка.

В Одессе речь идет даже не о 50 млн., которые  не являются серьезными деньгами в стране, где даже из государственных предприятий, по словам премьер-министра, разворовываются миллиарды. К сожалению, журналисты не обладают необходимым объемом информации, чтобы делать какие-то конкретные выводы, поэтому стоит дождаться результатов расследования, которое расставит точки в деле. Если же другие информированные или упомянутые нами лица хотят выразить свое видение, то мы к готовы обнародовать их позицию.

А пока остается надеяться, что следствие объективно и беспристрастно разберется с делом о $50 млн.  Дельта Банка и выяснит, кто на самом деле стоит за упомянутой сделкой, составив из этого пазл  с рейдерскими атаками в Одессе. Как и то, что происходило в Дельта Банка в целом, кто был его ключевым акционером и из каких законных источников? По крайней мере обвиненный банкир считает, что это тоже может пролить свет на многое. Тогда, возможно,  удастся убедить граждан, что их деньги в банках имеют государственную защиту. А честное имя банкира – не пустые слова, по крайней мере до решения суда. Вкладчиков тоже интересует,  кто именно из круга названных в материале лиц причастен к банкротству Дельта Банка. В конце концов это только задача школьного уровня, причем со всеми известными.


Все статьи