Украина получила торговые преференции в виде увеличения тарифных квот на беспошлинный экспорт сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров в Евросоюз сроком на три года.
В конце июня Совет ЕС одобрил предложение Европейского парламента об увеличении квот. Но, как оказалось, новые торговые преференции – это не совсем то, чего ожидала Украина и, собственно говоря, за что боролась еще с начала 2016 года.
В разговоре с «Экономическими известиями» член парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Елена Сытник рассказала, что Комитет Европарламента по вопросам международной торговли внес в подготовленный Европейской комиссией еще год назад проект решения о введении дополнительных торговых преференций в рамках зоны свободной торговли определенные коррективы. Другими словами, урезал некоторые предусмотренные проектом квоты.
«Да, комитет снизил квоты, в частности, пшеницу, кукурузу, переработанные томаты, мед… Квоты на ряд промышленных товаров также урезали. В частности, это касается экспорта обуви. Мочевина вообще была исключена из предложений», – рассказывает Сытник.
Размер таких урезаний депутат показывает на примере пшеницы. «Вместо дополнительных квот на беспошлинный экспорт в страны Европы еще 100 тыс. тонн пшеницы, которые, мы планировали, будут утверждены, Комитет Европарламента утвердил нам дополнительно только 65 тыс. тонн», – говорит она.
Добавим, когда обсуждался вопрос дополнительных квот на поставку пшеницы из Украины, евродепутаты оперировали тем, что поставки пшеницы в Европу здесь и так «слишком большие» – включая находящиеся сверх утвержденных беспошлинных квот.
Боятся европейские производители и экспорта обработанных томатов из Украины. Дополнительную квоту на беспошлинный экспорт в 5 тыс. тонн профильный Комитет Европарламента нам также не утвердил. Напомним, сейчас квота на беспошлинный экспорт обработанных томатов в Европу составляет 10 тыс. тонн.
Между тем в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины указывают на то, что увеличение объемов квот, по их подсчетам, могло бы увеличить дополнительные поступления в аграрный сектор экономики на $180 млн в год.
Если учесть, что эти преференции должны действовать три последующих года, то нетрудно подсчитать, что общая сумма поступлений за этот период может составлять более полумиллиарда долларов.
Таким образом, даже потеря трети этой суммы – это уже существенно для аграрного сектора Украины. И здесь есть за что побороться. И украинские власти решили бороться.
Так, комитет Верховной Рады по европейской интеграции совместно с Министерством экономики инициировали политическое обращение от украинского парламента в Европарламент – постановление №6517, – в котором наши законодатели просят Европейский парламент «принять проект законодательной инициативы о введении дополнительных автономных преференций на товары, изготовленные в Украине, в редакции, предложенной Европейской комиссией, без исключений и сокращений». То есть не исключая оттуда товары или нулевые тарифы.
Депутаты Верховной Рады обращают внимание европарламентариев и на то, что сегодня украинский экспорт блокируется Россией не только в саму Россию, но и в Казахстан, Кыргызстана и другие страны, поставки в которые полностью или частично зависят от транзита через территорию РФ.
Между тем Ярослав Валенса, который был докладчиком по вопросу торговых преференций для Украины, называет предложения исключить из предложенных Еврокомиссией преференций такие товары, как пшеница, переработанные томаты и мочевину, компромиссом между помощью Украине и защитой европейских производителей.
В свою очередь, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов в вопросе предоставления или не предоставления определенных торговых преференций для Украины видит дискриминационные подходы.
«Это все никакие не преференции. Если у нас есть Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, то у нас вся торговля должна быть без пошлин. А так – это дискриминация по отношению к Украине. Евросоюз воспользовался дискриминационными мерами в торговле с Украиной, введя в Соглашение о зоне свободной торговли пошлины на ряд товаров и квоты. Сейчас некоторые отменяет. Это уменьшение дискриминации, но это вовсе не преференции. Слово «преференция» здесь вообще неуместно. Ни о каких преференциях в торговле с Украиной речь не идет – речь идет об уменьшении уровня дискриминационных ограничений в торговле в виде квот. А это уже отнюдь не свободная торговля», – отмечает Виктор Суслов в комментарии «i».
Бывший министр считает, что Украина должна требовать полного режима зоны свободной торговли с Евросоюзом. По его мнению, сделать это можно путем переговоров. В этом плане то, что нынешняя украинская власть добилась уменьшения некоторых ограничений, Виктор Суслов называет шагом вперед к этому.
Несмотря на все урезания, Украина смогла добиться от Европы дополнительных квот на такие важные для отечественных производителей позиции, как мед, кукуруза, кукурузная мука, ячменная мука, крупы, а также овес.
В частности, дополнительная квота на беспошлинный экспорт меда для Украины должна составить 3 тыс. тонн, круп и обработанного зерна – 7,8 тыс. тонн, виноградного сока – 0,5 тыс. тонн, овса – 4 тыс. тонн, кукурузы – 650 тыс. тонн, ячменя – 350 тыс. тонн.
Ключевыми, по мнению украинской стороны, являются достижения по увеличению квоты на беспошлинный экспорт кукурузы и кукурузной муки, а также квоты на ячмень и ячменную муку.
Несмотря на это, Виктор Суслов советует сегодняшней власти не останавливаться на полученных достижениях. «Нужно идти дальше и добиваться полной отмены ограничений и квот. Украина – крупный производитель многих видов товаров. В частности, тех же томатов, пшеницы, мочевины… Поэтому не должно быть ограничений. Это неправильно», – говорит экс-министр экономики.
При сегодняшних ограничениях беспошлинных поставок товаров в страны Евросоюза мы имеем ситуацию, при которой наши производители фактически выдирают друг у друга из рук эти квоты. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, квоты на большую часть видов продукции «исчерпываются» уже в первые дни начала нового года.
В вопросе использования квот действует принцип: тот производитель, который первым подаст и, соответственно, первым оформит правильно все документы на использование той или иной квоты, ее и получает, и, как правило, полностью заполняет своей продукцией.
Евросоюз сегодня является основным торговым партнером Украины. В страны Европы в прошлом году было направлено 37% всего нашего экспорта. Товаров продали на сумму $13,5 млрд. В целом за 2016 г. экспорт Украины в страны Евросоюза, если сравнивать с 2015 годом, вырос на 4%.
На этом фоне настораживающе выглядит тот факт, в первую очередь для украинской экономики, что импорт из стран Евросоюза превышает экспорт наших товаров в Европу. Так, в 2016 г. Украина купила у Евросоюза товаров на сумму $15 млрд, что на 10% больше, чем в 2015 г. Таким образом, имеем дефицит внешней торговли с Европой.
Поэтому если мы открываем свой рынок для европейских компаний, мы должны сделать все для того, чтобы нарастить свой экспорт в страны Евросоюза. Иначе мы будем выводить валютные запасы из Украины, что, как результат, может привести к еще большей девальвации гривни.
И здесь, даже для того, чтобы сбалансировать торговые отношения с Евросоюзом и вывести их хотя бы в «ноль», полученных новых торговых преференций в виде увеличения тарифных квот на беспошлинный экспорт сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров от Европарламента совершенно не хватит. Нужно добиваться большего.
Между тем заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева отмечает, что пересмотреть условия режима свободной торговли можно будет уже с начала 2019 г. «Экономическая часть Соглашения об ассоциации заработала в январе 2016 г., следовательно, начать плановый пересмотр условий режима свободной торговли, который проходит после трех лет ее действия, можно будет уже через полтора года. Мы уже сейчас должны начинать работу над нашими следующими шагами», – говорит она.