План действий, направленный на эффективную борьбу с контрабандой и теневыми схемами на таможне, разработку которого премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал как совместный проект правительства и правоохранительных органов в июне этого года, уже сегодня, по его словам, дал положительный результат - ежедневные поступления от таможни в госбюджет выросли на 31,3%.
«Почувствуйте разницу – если до введения усиленных мер по борьбе с контрабандой таможня «отдавала» в госбюджет 1,338 млрд грн. в день, то сейчас мы имеем 1,757 млрд грн ежедневных поступлений. Это более 400 миллионов гривен в день», – отметил во время очередного заседания правительства Владимир Гройсман.
Ранее, подводя итоги 2017 года, Гройсман отмечал, что усилиями правительства и правоохранительных органов в направлении детенизации работы таможни в прошлогодний госбюджет дополнительно поступило 70 млрд грн.
Однако премьер-министр считает, что на таможне еще достаточно «большой рыбы» – тех, кто «крышует» контрабанду и «сидит» «на схемах». «Убежден, что в карманах «теневиков »оседают еще десятки миллиардов», – заявил он.
Методом «кнута»
Всю «большую рыбу» Гройсман намерен поймать и наказать с помощью НАБУ, САП, ДФС и СБУ. О своих методах борьбы он предупредил «теневиков» еще на презентации Плана действий по эффективной борьбе с контрабандой и теневыми схемами на таможне. «Наше объединение (правительство + правоохранительные органы – ред.) Позволит нам жестко наказывать всех тех, кто имеет отношение к контрабанде. Будем уничтожать теневые схемы и привлекать каждую гривну в бюджет. Предупреждаю всех: берегитесь и начинайте служить стране. Каждая гривна должна быть в бюджете», – подчеркнул тогда глава правительства. По его мнению, наведя на таможне порядок, можно спасти от разрушения промышленность и дать новый толчок развитию экономики.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман
Сторонники «силовых методов» в борьбе с контрабандой на таможне есть и в Верховной Раде. Так, в эфире одного из телеканалов депутат Борислав Береза радикально высказался за то, чтобы на 100% заменить всех, кто работает на таможне, а также всех, кто контролирует их работу. Всех, кто занимался контрабандой – под суд. «Не нужно принимать новые законы, они уже есть и их необходимо соблюдать. Если кто-то нарушает закон или занимается контрабандой, то он должен быть за это наказан. Независимо от того, кем является этот человек: государственным служащим или контрабандистом», – отметил Борислав Береза.
Методом «пряника»
Между тем президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко считает, что «методы» Владимир Гройсмана – это далеко не самое лучшее. Для украинской экономики в том числе. «Знаете, какая проблема Гройсмана? Он очень часто – намеренно или по незнанию – говорит и планирует то, что не соответствует экономическим реалиям. На сегодняшний день усиление фискального давления или введение новых налогов ничего не даст. Нужно дать бизнесу возможность развиваться. Если взамен у него постоянно что-то отжимать, то от бизнеса ничего не останется», – сказал в комментарии «Экономическим новостям» Александр Охрименко.
Президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко
В том, что «за счет только одной контрабанды экономику не поднимешь», убежден и президент Ассоциации «Укрсудпром» экономический эксперт Виктор Лисицкий. «У нас есть более фундаментальные проблемы, чем борьба с контрабандой – это система регулирования отношений государства и бизнеса. Статистика свидетельствует, что все больше людей выезжают за границу, и это сказывается на их совокупном доходе. Во втором квартале доходы, согласно данным Нацбанка, за рубежом составляют 2,922 млрд, а недавно они были на уровне 1 млрд. То, что граждане могут там заработать, это конечно хорошо, но кроме борьбы с контрабандой нашей власти нужно создать возможности для зарабатывания денег здесь – в Украине. В первую очередь – это поддержка малого бизнеса. По статистике количество людей, работающих в малом бизнесе, не соответствует их доходам. Нельзя рассчитывать только на доходы людей из-за рубежа. При таких раскладах состояние нашей экономики будет ухудшаться. Поэтому правительству нужно больше уделять внимания радикальному совершенствованию регулирования работы малого бизнеса. Как говорят в США – «фермер создал Америку», то есть малый бизнес», – отметил в комментарии «Экономическим новостям» Виктор Лисицкий.
По мнению Александра Охрименко, и цифра поступлений в госбюджет с таможни «отжата» «силовыми методами» и, на сегодняшний день, это предел. «Теми методами, которыми сейчас действует Гройсман, добиться больших результатов от таможни он не сможет», – отметил президент «Украинского аналитического центра».
Главное – результат
В то же время Виктор Лисицкий называет рост ежедневных поступлений от таможни в государственный бюджет на 31,3% абсолютно естественным результатом того, что делает правительство. «То, что выросли эти доходы, очень хорошо и можно этому радоваться. Это абсолютно естественный результат того, что делает правительство», – отмечает эксперт.
Президент Ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий
Лисицкий также считает, что в своих намерениях увеличить доходы в госбюджет от таможни методом борьбы с контрабандой, правительству есть куда двигаться – контрабанды еще очень много. «Я считаю, что в этом направлении правительству не стоит довольствоваться теми успехами, которые у него уже есть. На таможне до сих пор действуют определенные схемы для прохождения «контрабаса», в таможенных регулировках – дырка на дырке. Многие из них даже трудно разглядеть, но они есть. Этот прирост, о котором говорит Гройсман, может быть значительно больше. Нужно лучше работать в системе регулирования», – считает он.
О том, что даже «малой кровью» можно увеличить доходы в госбюджет от таможни в 2-3 раза, в комментарии Экономическим новостям заявил председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Если «выключить» схему на таможне, по которой прохождение товара вообще не фиксируется, а также схему по значительному занижению стоимости товара при растаможивании, то можно увеличить доходы от таможни в госбюджет в 2-3 раза», – отметил он.
По мнению Новака, уровень технического обеспечения, который сегодня существует на таможне, должен сделать невозможным прохождение контрабанды. «Однако, похоже, несмотря на громкие заявления о борьбе с контрабандой, политической воли здесь не хватает», – говорит он.
О том, что полностью контролировать таможню с помощью электронных средств можно, говорит и Виктор Лисицкий. «Если это электронная таможня, которая эффективно работает, то схема такова: перед тем, как отправлять свою продукцию за рубеж, нужно заранее предоставить о нем информацию, которая попадает в базу данных, где есть возможность много раз все проверить. В случае покупки чего-то за границей необходимо об этом сообщить на таможню заранее, чтобы она имела возможность все перепроверить и зафиксировать», – сказал он.
Несмотря на это, напрашивается вывод – если контрабанда на таможне до сих пор существует, значит она кому-то нужна. По словам Андрея Новака, международным партнерам трудно сотрудничать с нашей властью из-за значительного объема коррупции и контрабанды, при этом, Украина достаточно «успешно» поставляет контрабандой древесину в страны Европейского Союза.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак
Так, согласно докладу британской неправительственной организации Earthsight (изучает проблематику незаконной вырубки лесов по всему миру), Украина занимает первое место по экспорту контрабандной древесины в страны ЕС. «Несмотря на мораторий, который, согласно украинскому законодательству, запрещает вырубку лесов, а также в обход всех регламентов и сертификаций, действующих в странах Евросоюза, украинский лес рубят и вывозят такими темпами, что за четыре года его экспорт в страны ЕС вырос на 75%, превысив отметку в миллиард евро в 2017 году. Наши данные свидетельствуют, что сотни государственных компаний участвуют в систематическом и сознательном нарушении законодательства», – отмечают в Earthsight.
В свою очередь, для того, чтобы побороть контрабанду на таможне, Виктор Лисицкий также советует приучать бизнес к тому, что нельзя зарабатывать на обворовывании государства. «Это непросто, я понимаю, но это нужно делать», – подчеркнул экономический эксперт.