Как санкции ЕС ударят по России

sanction0 Економічні новини

С начала месяца вступили в силу новые экономические санкции Евросоюза против России — т.н. третий пакет секторальных санкций, который распространяется на нефтегазовую индустрию, финансовую, оборонную и технологическую сферы. Украинские эксперты сходятся во мнении, что эти санкции будет иметь ощутимое влияние на российскую экономику и социально-политическую ситуацию в стране.

По мнению директора Института Трансформации Общества Олега Соскина, секторальные санкции непосредственно ударят по производству в России: «В структуре экспорта России более 70% — это энергоносители. С введением санкций нефтяные компании потеряют возможность не только увеличивать объемы производства нефти, но и осуществлять ее добычу в нынешних объемах, потому что не смогут покупать современное оборудование».

Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой убежден, что ограничение вывоза из России нефти, выручка от продажи которой составляет 30% доходов центрального бюджета страны, приведет к возникновению бюджетного дефицита, а добывающие отрасли лишатся финансовых ресурсов и рынков сбыта.

Колоссальный удар будет нанесен по атомной энергетике, военно-промышленному комплексу и машиностроению. При этом, по оценкам Олега Соскина, Россия технологически несостоятельна, чтобы поддерживать процесс производства в своих ключевых отраслях.

Очевидно, что пока можно говорить только о приблизительных объемах общих финансовых потерь для России. «Воздействие санкций многоканально и имеет как прямые, так и косвенные эффекты, — говорит научный консультант Центра Разумкова Владимир Сиденко. — Существующие прогнозы потерь от утечки капитала из России (около $100 миллиардов до конца текущего года) — лишь один из фрагментов общей картины. Внедрение санкций третьего уровня — это открытый процесс, который может расширяться и углубляться».

Основное воздействие новых санкций направлено на ограничение доступа России к финансовым ресурсам западного финансового мира, считает Владимир Лановой: «Суммы, которые Россия получает в виде среднесрочных кредитов, достигают порядка $50 млрд. в год. Теперь эти кредиты будут недоступны».

Существует и другой важный канал негативного воздействия — через давление на российский рубль. Так, поддержка Центробанком России курса рубля только за июль текущего года привела к тому, что международные резервы РФ «усохли» на $5,9 млрд. «А ведь санкции третьего уровня только разворачиваются», — напоминает Владимир Сиденко. Россия пока имеет немалый запас валюты — около $470 млрд. по состоянию на 1 августа 2014 г. Но, по мнению Ланового, с учетом выполнения государственных обязательств, бюджетных выплат и затрат на стабилизацию курса рубля, уже до конца этого года эти валютные резервы уменьшатся приблизительно на $100 млрд. Он прогнозирует, что уже в следующем году указанные затраты как минимум удвоятся из-за ограничения импорта в Европу газа из России.

Олег Соскин считает, что под действием санкций рубль утратит конвертируемость, и акцентировал внимание на еще одной проблеме финансового сектора: «Поскольку корреспондентские счета российских банков будут заблокированы, они не смогут осуществлять расчеты по экспортно-импортным контрактам своих клиентов».

Прямые инвесторы, которые владели частью имущества предприятий на территории России и инвестировали средства в проекты, связанные с добычей сырья, теперь изымают свои акции и продают принадлежащие им активы. По мнению Владимира Ланового, этот процесс сопровождается падением фондовых индексов. Так, в критические дни с фондового рынка выводится по десятку миллиардов долларов США западного капитала. Только за месяц (с 8 июля по 8 августа) индекс РТС упал на 17%, до уровня кризисного 2008 года. При этом, с 25 июня по 31 июля текущего года на Лондонской фондовой бирже Роснефть потеряла $12 млрд., ВТБ — $4 млрд., Газпром — $19 млрд.

Справиться с целым комплексом проблем, порожденных введением санкций, Россия не сможет. По мнению Соскина, экономика России функционирует на уровне первого, второго, третьего и частично — четвертого технологических укладов. «Выйти на пятый и тем более на шестой уровень экономика не может. И то, что в России, так и не смогли запустить проект технологического парка в Сколково, лишнее тому подтверждение», — резюмирует наш собеседник.

Оценивая временные рамки эффекта от введенных санкций, эксперты сошлись во мнении. Олег Соскин придерживается позиции, что если Евросоюз в полном объеме введет санкции, то первые результаты мы увидим уже до конца этого года. По мнению Владимира Сиденко, кумулятивный эффект финансовых потерь может достичь 2-3 % ВВП России уже в 2014 году. «В дальнейшем вступит в действие фактор торможения структурных преобразований в экономике за счет ограничения доступа к рынкам долгосрочного капитала и передовым западным технологиям. Финансовые потери при этом будут увеличиваться», — считает эксперт.

«Если санкции ЕС будут действовать хотя бы полтора-два года, то экономике России будет нанесен сокрушительный удар, прогнозирует Владимир Лановой. — Год Россия может продержаться, выражаясь образно: на «нервах» и на «жилах», используя весь запас своих ресурсов. Но дело в том, что эти процессы имеют свойство ускорения. Скорость падения будет возрастать, начнется развал основных функциональных и социально-экономических систем страны».

Эксперты единодушны в том, что экономика России столкнется с серьезными вызовами. «Как показывает мировой опыт, политику модернизации вряд ли можно осуществить в отрыве от передовых сегментов мирового рынка, — утверждает Владимир Сиденко. — Централизованно регулируемая мобилизационная модель экономики тут вряд ли поможет. Сегодня не середина ХХ века: превалируют другие технологии и другие способы экономической организации».

Социальные и политические аспекты

Обычный, «среднестатистический» россиянин ощутит на себе новые санкции гораздо быстрее, чем предыдущие, которые были направлены в основном на окружение их президента. Причем, негативный кумулятивный эффект со временем будет усиливаться. По оценкам Владимира Сиденко, уже сегодня россияне должны почувствовать влияние девальвационных тенденций, что, при высоком уровне зависимости потребительского рынка от импорта (он составляет около 43%, в т.ч. по продовольствию — 34 %), обесценение российского рубля – прямой удар по их карману.

Олег Соскин убежден, что Путин только ухудшает ситуацию, вводя с российской стороны эмбарго на импорт товаров и продуктов. По его мнению, Россия ведет экстенсивный способ производства и чрезвычайно зависит от импорта продовольствия: сахара, мяса, картофеля, кондитерских изделий, сливочного масла и молочной продукции. «Особенно тяжелой будет ситуация в регионах, которые не обеспечивают себя сельхозпродукцией, как северные регионы и Урал. Я не исключаю введение карточной системы на продовольственные товары», — говорит эксперт.

Удар по секторам экономики, сокращение темпов роста ВВП непременно приведет и к росту безработицы. Но, как считает Владимир Сиденко, скорее всего, это произойдет позже, так как предприятия предпочитают, как правило, не сразу сокращать рабочую силу.

По оценкам Олега Соскина, ощутимый социально-политический эффект от санкций последует с некоторым временным лагом: «Однозначно, что санкции через некоторое время могут привести не только к экономической, но и к социально-политической дестабилизации. Особенно в городах, уровень жизни в которых был до недавнего времени довольно высоким. Поднимутся города, где сильны сепаратистские настроения: Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Красноярск и Томск. Я думаю, может подняться Воронеж, Белгород, потому что этим регионам увеличат нормы отчисления в госбюджет. Центральные власти РФ вынуждены повышать налоги и поступления в бюджет. Уже сейчас они не могут обеспечивать прирост пенсии по государственным программам. Далее последует замораживание пенсий и зарплат».

Владимир Лановой также предполагает, что стремительное экономическое падение будет сопровождаться социальной дестабилизацией: «Недостаточное финансирование бюджетной сферы регионов, мощная инфляция, печатание денег, искусственное наполнение потребностей этих регионов фиктивными деньгами, и как следствие высокие цены и неспособность людей оплачивать свой быт, приведут к бунтам и социальным волнениям».

Олег Соскин утверждает, что в поисках путей замещения импорта Россия прибегает к абсурдной модели, которая преобладала еще в 60-х годах прошлого столетия в таких странах, как Чад, Замбия и Конго. «Функционирование таких систем характеризуется постоянными социальными бунтами, войнами, недостатком продовольствия», — убежден наш эксперт.

Эксперты негативно оценивают действия властей России в отношении дальнейшего ограничения свобод своих граждан как крайне неразумные с точки зрения роста и развития человеческого капитала как социально-экономической категории.

«Усиление цензуры наносят удар уже по самой мощной системе — по человеческому капиталу, т.е., по шестому технологическому укладу, — утверждает Олег Соскин. — Это запредельная дурость. Передовые страны расценивают инвестиции в человеческий капитал как наиболее рентабельные. Российские же власти, наоборот, возвращаются к первому и второму технологическому укладу, их приоритет — добывающие отрасли».

sanction1 Економічні новини

sanction2 Економічні новини


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
2 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
10 лет назад

Действительно, по пустому месту и не ударишь особо

соскин и лановой кто вас в эксперты определил?)) смешно написали… Институт Трансформации Общества новое пиндосовское заведение?)))

Все статьи