Жертва высокого судьи

no image

Андрей Уманец, специальный корреспондент

umanets edit copy Економічні новиниВ последнее время интригующе звучат заявления председателя Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко о том, что ради сохранения ВСУ и правосудия он готов написать заявление об отставке. Такое намерение господин Онопенко озвучил как минимум дважды. Первый раз — 3 июня, когда в Раде в первом чтении был принят новый вариант судебной реформы (законопроект №6450). Второй раз председатель ВСУ повторил свое резонансное заявление на встрече с представителями мониторингового комитета ПАСЕ Ренате Вольвенд и Маилис Репс.

Для подкрепления серьезности намерений Василия Онопенко не хватает одного — реально написанного заявления об отставке. И это превращает позицию председателя ВСУ в малозначимую декларацию. Но несколько важных выводов все-таки напрашивается. Во-первых, Василий Онопенко фактически признал, что текущее радикальное реформирование судов, затеянное регионалами под эгидой президента Виктора Януковича, направлено лично против лидера ВСУ и его команды. По крайней мере, этот мотив стоял у ключевых юристов новой власти на первом месте. Во-вторых, даже подписанное сегодня заявление Василия Онопенко об отставке не остановит регионалов. Ведь законопроект №6450 имеет и другие мотивы, в том числе — перераспределение сфер влияния между юридическими группами новой власти. В случае принятия положений, заложенных в документе, Василий Онопенко во главе ВСУ совершенно не будет мешать регионалам.

Другое дело — вопрос ответственности за происходящее сегодня в судебной системе. Понятно, что в последние годы эту ответственность должны в равной мере делить между собой команды Василия Онопенко и главы комитета Рады по правосудию Сергея Кивалова (Партия регионов). Именно их непримиримый конфликт определял все ключевые события и тенденции в судах, начиная с 2007 г.

Но во всей этой истории есть нюансы. С приходом господина Онопенко в кресло председателя ВСУ линия поведения руководства этого суда весомо изменилась. Ранее лидеры высшего судебного органа никогда не переходили на публично-политический уровень противостояния с президентом и парламентом. Все многочисленные горячие конфликты высокопоставленные судьи решали кулуарно и незаметно. Василий Онопенко, совмещающий в себе не только судейский, но еще и чиновничий и политический опыт, действовал иначе. Он громко и открыто критиковал Высший совет юстиции, президента Виктора Ющенко, парламент и его комитет по правосудию, судебно-правовую реформу и т.д. Лидеры ВСУ впервые вели не активную защиту традиционных границ судебной власти, а агрессивно расширяли свое влияние на другие органы и важные для судов процедуры. Все это настроило против Василия Онопенко не только регионалов, но и других людей с разной степенью влияния в юридическом мире. Именно такая линия поведения означала, что руководство ВСУ играет по самым высоким ставкам, фактически — ва-банк.

Но до президентских выборов 2010 г. позиции команды господина Онопенко были нерушимы. Ну а сегодня, когда в руках регионалов сосредоточены неограниченные возможности по перенастройке государственного механизма, новая власть вряд ли прислушается к заявлениям главы ВСУ об уходе в отставку.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи