Вплотную к горизонту

no image

Средний горизонт инвестирования в экономику развитой европейской страны — 35-50 лет. Средний горизонт инвестирования в российскую экономику — 15-20 лет. Средний горизонт инвестирования в экономику Украины до кризиса составлял 8-15 лет.

Gorunov 150 Економічні новини В 2010-м оптимизма у инвесторов, правда, поубавилось, но они все равно продолжали говорить о 6-10 годах. Сегодня, похоже, этот горизонт приблизился буквально на расстояние вытянутой руки — 2-3 года. Дольше, похоже, в Украине оставаться никто из иностранцев не планирует.

Особенно явно изменение планов с долгосрочных на краткосрочные видно в финансовом секторе. Мало кто из иностранных банкиров в Украине сейчас рассматривает свое будущее дальше конца 2012 г. — середины 2013 г. А соответственно, стратегия «вложим сейчас и заработаем потом» стремительно меняется на «ничего не вкладывая, заработаем сколько возможно сейчас». Оно и не удивительно — по приблизительным оценкам, с 2000 г. иностранные банки в Украине потеряли (именно потеряли, а не просто вложили!) минимум 25 млрд. грн. И если еще пару лет назад в них теплилась надежда, что вложенные миллиарды когда-нибудь принесут прибыль, то сегодня они теряют веру в этот рынок. А соответственно — в ближайшие пару лет постараются «отбить» сколько получится и покинуть эту, когда-то казавшуюся такой перспективной, страну.

Чем это грозит экономике, кроме исчезновения в перспективе крупных налогоплательщиков? В первую очередь — отсутствием кредитования. Если еще полтора-два года назад банки были готовы «прогнуться» под Нацбанк и Минфин и запустить кредитование экономики с минимальной маржей, то сегодня делать этого никто не будет. Западным банкирам становятся не важны ни лояльное отношение регулятора, ни имидж, ни «длинные» клиенты. Сейчас им уже важна только высокая прибыль.

А прибыль будет зарабатываться на раскручивании быстрых, коротких и дорогих денег. Кредитный пузырь, лопнувший в 2008 г., надуют снова, только в этот раз даже не за счет ипотеки и автокредитов, а за счет холодильников, кофеварок и наличных, на которых можно заработать почти в два раза больше. Этот пузырь тоже лопнет, но уже без большинства раздувающих его банков.

Единственным препятствием раскручиванию нового кэшево-потребительского кредитного маховика может стать Нацбанк, который уже довольно косо посматривает на этот сегмент. Однако существующие законодательные инструменты по ограничению «потребов» уже фактически исчерпаны. А принятие нового законопроекта, предусматривающего запрет на требование полной выплаты долга, если залог не покрывает его, вряд ли погасит пыл банкиров. Ведь когда новый пузырь лопнет — их здесь быть уже не должно.

К чему мы вернемся после того, как все, кто сможет выйти,— выйдет, а кто не сможет — лопнет? Вероятнее всего — к ситуации конца 90-х, когда население будет обслуживать менее десятка банков, выдавая деньги понемногу и задорого. И в это благословенное время Украина откуда-то из-за далекой западной границы, наверное, снова будет казаться иностранным финансистам землей обетованной, куда можно приходить всерьез и надолго. И может быть, они даже вновь придут сюда, пребывая в абсолютной уверенности, что вложенные в нашу финсистему деньги они вкладывают, а не теряют. Только если, конечно, не встретят по пути кого-то из запоздало сбегающих с нашего рынка соотечественников.

Дмитрий Горюнов, и.о. главного редактора

Все статьи