На прошлой неделе Хмельницкий межрайонный суд принял уникальное как для Украины решение — оправдал человека, обвиненного в убийстве.
Зовут его Иван Нечипорук. Ему тридцать лет, из них он отсидел почти восемь. Чуть ли не вся молодость его прошла за решеткой. Он был освобожден в зале суда.
Приговор еще не вступил в законную силу, потому что прокуратура подает апелляцию. Но это лишь послеприговорные судороги. Вряд ли прокурорские смогут опровергнуть решение Европейского суда по правам человека о том, что во время расследования этого дела было нарушено 13 (!) статей Конвенции по правам человека. В том числе было признано, что к Нечипоруку и его подельнику Александру Моцному применялись пытки.
Этих едва знакомых в жизни людей обвинили в убийстве весной 2004 г. бизнесвумен Антонины Искрицкой. Как водится в таких случаях, доказательств никаких — только явка с повинной, выбитая под пытками.
Уникальность решения заключается в том, что у нас оправдательных приговоров выносится менее одного процента. Судебная машина работает на осуждение, а не на поиск истины. А тем более за убийство садят множество невинных людей.
Не будучи способными найти реального убийцу, просто хватают первого попавшегося, кто был рядом с местом преступления, выбивают из него явку с повинной и отправляют на годы за решетку.
Собственно, так было и в этот раз. Я немало занимался подобными делами. Такого уровня фальсификаций и системного нарушения закона мне встречать не приходилось. От самого нижайшего эксперта до первого заместителя председателя Верховного Суда Петра Пилипчука — Европейский суд отметил и его роль в незаконном продвигании этого дела.
Собственно, фамилии этих граждан милиционеров, прокуроров и судей фигурируют в решении страсбургского суда, который, кроме всего прочего, постановил выплатить Нечипоруку €48 тыс. компенсации. Кстати, платить будут не из карманов фальсификаторов, а из бюджета, то есть из наших с вами налогов.
Тут тебе и эксперт Александр Дунаевский, после пыток над Моцным и Нечипоруком сделавший заключение, что на них нет следов увечий. Хотя они были видны невооруженным глазом. Следователь прокуратуры Руслан Синельников, ведший это дело. Сейчас является заместителем прокурора города Хмельинцкого.
Начальник уголовного розыска Юго-Западного отдела милиции Хмельницкого капитан Игорь Весна — уже подполковник, стал начальником Центрального отдела. Его заместитель Вячеслав Мостовой с почестями вышел на пенсию. А упоминавшийся Петр Пилипчук стал потом главой Верховного суда и ушел с этой должности на пенсию. Фигурируют и другие фамилии.
Вышеупомянутые деятели настолько были уверенны в своей безнаказанности, что даже не потрудились изъять из дела противоречивые показания и факты. Все бы им так и сошло с рук, если бы не настойчивость Ивана и его родственников, которые подали заявление в Страсбург.
Казалось бы, суд в Страсбурге констатировал очевидные вещи: дело шили белыми нитками, которые видны невооруженным глазом. Соответственно, слепившие его должны быть наказаны. Ведь не шутка — упрятать двух людей за решетку почти на восемь лет.
Но местная прокуратура упрямо не желает открывать уголовное производство. Присылает отписки, согласно которым преступления не было и нет. Непонятным остается только, кто же виноват в том, что посадили двух невинных людей. Неужели само собой как-то так получилось? Преступление есть, а совершил его никто.
Все дело в том, что, если расследовать его по-настоящему, то будет создан прецедент, когда накажут целую правоохранительно-судебную машину. Так, глядишь, и целая система посыплется. Кому из милицейско-прокурорских будет охота подставляться, если будет риск наказания?
Но Иван Нечипорук настроен решительно. Человек, на собственной шкуре ощутивший все прелести этой системы и хочет вогнать ей в грудь осиновый кол. В этом его поддерживают правозащитники и адвокаты. Если им это удастся, то наша страна сделает еще шаг в создании правового общества. Хочется надеяться: он будет не последним.