Константин Рылёв В украинском обществе, в социальных сетях все больше накаляются дискуссии на тему суда над российской панк-группой Pussy Riot. Даже те, кто не поддерживают их «акцию» — самопальный молебен «Дево, Богородица, Путина прогони», выступают против грозящего девицам сурового наказания — семи лет заключения
Известна перепалка патриарха Кирилла и участниц Pussy Riot.
Патриарх Кирилл, со свойственным себе красноречием, заметил о выходке панк-группы: «Благочестивые предки наши заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню. Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными. У православного человека чувство ответственности выражается в горячей молитве к Богу. Те люди не верят в силу молитвы. Они верят в силу пропаганды, лжи, интернета, СМИ, в силу денег и оружия. Мы верим в силу молитвы».
Ответ «Пусси» тоже не лишен ораторских находок: «Cвятейший Патриарх! Искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством — в какой бы форме она ни происходила, а потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню. Святыня, которую вы считаете оскверненной, в ваших помыслах неразрывно связана с Путиным, который, по вашим словам, вернул ее Церкви. В молитве упомянуты и вы, потому что мы, равно как и миллионы христиан, тяжело опечалены тем, что вы позволили Церкви стать орудием в грязных предвыборных интригах, призвали верующих отдать свой голос за человека, поступки которого бесконечно далеки от Божией Правды. Мы молились, чтобы Богородица дала смелость и силы нашему народу прогнать царя Ирода и его слуг и, прогнав его, устроить свою жизнь по человеческой совести».
Поддерживают «Пусси», конечно, украинские «Фемен». Когда патриарх Кирилл прилетел в Киев, в аэропорту из толпы журналистов на него накинулась полуголая девица с криком «Изыди вон». Это была «феменка», получившая за свою «акцию» 15 суток. В Финляндии вчера предотвратили попытку повторить акцию Pussy Riot. Во всех православных храмах Финляндии усилена охрана в связи с возможными провокациями. Профессор мировой политики Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен пытался повторить акцию Pussy Riot в Успенском соборе в Хельсинки, но его не пустили в церковь. Тогда он организовал выступление финских ряженых девушек на улице возле храма. Девушки требовали освобождения Pussy Riot, а также свободу сексуальным меньшинствам в России. Попытка провести «выступление» в Успенском соборе была частью «лекционной прогулки» по Хельсинки, организованной Хельсинкским университетом и музеем современного искусства Финляндии.
С одной стороны, представители сontemporary art лезут на поле религии, где любое святотатство может идти под вывеской «акция» (в 90-е годы вокруг строительства Храма Христа Спасителя был просто «рассадник» кощунственных выходок акционистов). И вроде бы правильно, что российская Фемида выясняет: как наказать Pussy Riot, чтобы другим не повадно было?
Однако сегодня российское правосудие дало козырь в руки тем, кто на стороне панк-девиц. Гособвинение не поверило в то, что акция участниц панк-группы Pussy Riot в храме является политической, поскольку они не упоминали имен политиков. «Как следует из показаний потерпевших, в храме не была упомянута фамилия ни одного из политиков»,— заявил прокурор Александр Никифоров. «Позиция, занятая подсудимыми о том, что действия в храме ими совершены не по мотивам ненависти к православным верующим, а по политическим мотивам, по мнению стороны обвинения, является несостоятельной».
Приехали! Это уже — откровенное вранье. Прокуроры решили просто вычеркнуть фамилию российского лидера из инцидента. Или Путин — уже не политик? В любом случае: со стороны российского правосудия это — переход лицемерия на новый уровень. А кто ж тогда политик в этой истории? Может, патриарх Кирилл, который, по мнению многих, «сросся» с генеральной линией Кремля? Внутри РПЦ на эту тему уже вспыхивали скандалы. В апреле 2011 г. трое священников РПЦ призвали патриарха Кирилла перестать заигрывать с властями: «Мы просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их». А также они потребовали от патриарха: «Принести покаяние перед Богом и церковным народом за вышеперечисленные грехи и приложить усилия для исправления ситуации». Ситуация была исправлена так: «мятежников в рясах» вывели за штат церкви, запретив богослужение. Но вернемся к делу панк-группы.
Интересно, что за время процесса были допрошены девять потерпевших, восемь (!) из которых являются сотрудниками ХХС. То есть это были не случайные посетители храма, а церковные работники. Обвинитель Никифоров подчеркнул, что «девушки поднялись на амвон в храме, где нельзя находиться посторонним людям, девушки были в неприличных, вызывающих одеждах». Если исключить из дела фамилию Путина, конфликт становится на уровне панков и церковных функционеров. Политика, которую суд хотел неправедно изгнать из этого дела зашла с другой стороны — церковной. Мотива «ненависти к православным», которую суд навязывает панк-девицам,— нет. Участницы группы подчеркивали, что к верующим не испытывали вражды. Зато получается налицо мотив столкновения с церковными функционерами, которые, по мнению Pussy Riot, слишком тесно сотрудничают с государством. Священники, которые раскритиковали патриарха, утверждали, что он больше политик в своей деятельности, чем служитель Церкви Христовой. Панк-юродивые вскрыли своей выходкой застарелые проблемы.
Священник, режиссер и актер Иван Охлобыстин написал открытое письмо патриарху Кириллу: «С каждым днем пребывания участниц группы Pussy Riot в тюрьме РПЦ теряет поддержку нескольких десятков христиан в возрасте от 16 до 60 лет. Наши враги умело используют юридически-процессуальный абсурд вокруг этой ситуации для наглядной демонстрации тезиса — «РПЦ служит не Богу, а деньгам и власти». Нами был допущен ряд ошибок: поздняя реакция, обращение за помощью к полиции, подача искового заявления в «Прощеное воскресенье», принуждение прихожан к подписанию этого заявления и последующий ярмарочный энтузиазм, что привлекло внимание прессы и сделало безобразие Pussy Riot в одночасье знаковым событием времени, а участниц «символом борьбы за правду».
Именно так.
Но могло ли быть иначе? Если Путин уже, как выяснятся, не политик (он уже, наверное, выше этого понятия и сейчас является кем-то вроде Президента Всея Руси), а патриарх Кирилл взял на себя политические функции.
Охлобыстин предложил такой выход из ситуации: «Приложить все административные возможности для освобождения участниц Pussy Riot. Дело зашло слишком далеко и не в ту сторону. В знак скорби о произошедшем в Кафедральном соборе страны кощунстве закрыть оскверненный алтарь до публичного покаяния перед его Вратами каждой из участниц осквернения. Быть может, эта история станет первым шагом к сердечному приятию, чего скрывать, нелюбимого людьми храма».
Это предложение поступило месяц назад. Какой либо официальной реакции со стороны патриарха Кирилла не последовало.