Американский журналист Джеймс Киндж, проработавший много лет в Китае, приводит примеры того, как встречают потенциальных зарубежных инвесторов в Поднебесной.
Вот история, приключившаяся с главным управляющим компании «Интэл» Грэгом Барретом: когда господин Баррет приехал в юго-западный город Чэнду, его окружила на улице «стихийно возникшая» толпа в десятки тысяч человек, которая приветствовала дорогого гостя многоголосыми напевами «Ин-тэ-эр!», «Ин-тэ-эр!» до тех пор, пока американец, по его собственному признанию, не почувствовал себя Элвисом Пресли.
«Позднее компания «Интел» одобрила план инвестиций по строительству предприятия по производству модулей на базе электронных чипов — то, чего так старательно добивались в городе Чэнду»,— подводит итог столь теплого приема Киндж.
Схожий случай произошел с Эдгаром Бронфманом, который впоследствии стал председателем правления пивоваренной компании «Сигрэм». В свое время эта компания выразила намерение инвестировать $55 млн. в создание апельсиновых садов в отдаленном китайском регионе неподалеку от реки Янцзы. Отправившись вниз по этой реке на круизном судне, господин Бронфман увидел вдоль берега тысячи приветствующих его крестьян.
Описанные истории, конечно, можно воспринимать с юмором, делая ссылку на восточную китайскую хитрость и неограниченные возможности Коммунистической партии страны по мобилизации «влюбленных» в зарубежных инвесторов народных масс. Однако все те же непростые украинские реалии поневоле наталкивают на извечные сравнения. Вспоминается в связи с этим эпизод во время неформального фуршета в одном из киевских исследовательских институтов, на котором присутствовал автор этих строк. В момент, когда директор института, обращаясь к представителю китайской делегации, лихо опрокинул стакан водки со словами «Смотри, как умеют пить в Украине!», восточный гость в ответ иронично констатировал: «Если бы у нас в Китае все так пили, мы бы с голоду вымерли».
Истина состоит в том, что китайцы не могут себе позволить того, что можем себе позволить мы. Суровые демографические и природные реалии Поднебесной в сочетании с наследием безответственной изоляционистской политики Великого Кормчего в лице Мао Цзэдуна заставляют граждан этой страны работать по 12 часов в сутки за «железную миску риса», а партийных бонз искать любые способы по созданию рабочих мест во избежание голодных стихийных бунтов.
В Украине, как и в соседней огромной России, высокопоставленные чиновники и олигархи чувствуют себя расслабленно, и о создании рабочих мест, в отличие от китайских коммунистов, им не приходится заботиться. Можно посоветовать гражданам брать лопаты в руки. Кто-то за счет допотопного натурального хозяйства выживет, кто-то гастарбайтером за рубеж уедет, а кто-то, не имея денег на капельницы, отойдет в мир иной.
Благо, земли вокруг много, а украинцев на этой земле становится все меньше — а значит, угроза концентрации доведенных до отчаяния социальных групп под стенами Рады снижается. Власть имущие себе не враги и в приходе зарубежных инвесторов в Украину не заинтересованы. Ведь если придет в страну цивилизованный работодатель, места в ней для многих отечественных звезд делового и политического Олимпа не останется.
Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»