
Андрей Уманец, специальный корреспондент

Вот и недавнее заявление первого замглавы Администрации президента Ирины Акимовой о том, что президент Виктор Янукович вносит в парламент законопроекты по повышению размера помощи при рождении ребенка и по уходу за ребенком, напомнило о трагической истории закона о детях войны.
Этот закон был принят в конце 2004 г., а вступил в силу с 1 января 2006 г. Его продвижение через парламент принято было связывать с социалистами во главе с их лидером Александром Морозом. Новые социальные гарантии, установленные для детей войны, активно эксплуатировались во время парламентской избирательной кампании в 2006 г. Но за кулисами оставался тот факт, что закон не просчитывался в финансовом плане и потому фактически не мог быть выполнен.
Тем не менее, как рассказывают знакомые судьи в регионах, социалисты активно агитировали граждан идти в суд и даже помогали им составлять соответствующие иски. Вот тут и началось дисбалансирующее воздействие нового закона на судебную систему. Особенно интересно ситуация развивалась в 2008 г., когда не только социалисты, но и бютовцы начали помогать гражданам отстаивать их социальные деньги в судебном порядке. Это при том, что Кабмин возглавляла Юлия Тимошенко, а в парламенте была сформирована коалиция с участием БЮТ.
В то же время госорганам на местах было отдано указание оспаривать все без исключения решения судов первой инстанции в апелляции. Так были перегружены апелляционные суды. Но гарантированно не давало гражданам получить их «социалку» оспаривание в высших судах: там судьи элементарно не справлялись с таким валом дел.
А суть происходящего была проста — не дать людям получить деньги в текущем бюджетном году. С наступлением следующего года предыдущий госбюджет терял силу, а начинал действовать новый госбюджет. И граждане вынуждены были начинать походы в суды заново, но уже — в рамках нового госбюджета. Зато провластные бютовцы были вновь на коне, возглавляя крестный поход украинцев за социальными гарантиями.
Обжалование было настолько массовым, что многие судьи превратились фактически в писарей, целый день переписывая одни и те же решения в пользу граждан. Громадные суммы на бумагу, марки, конверты, равно как и рабочее время судей, сознательно растрачивалось впустую. Ну и граждане, естественно, каждый год оставались с носом: денег в бюджете не было.
В этой связи не видится иного выхода, кроме как внедрять реальную ответственность за деяния на ниве законодательной деятельности. Ведь в нынешних реалиях лично я совершенно не уверен, что не стал бы на месте власть предержащих действовать точно так же, а то и похлеще. Делай все, что угодно, а за это тебе даже щелбан никто дать не сможет — что может быть лучше в этой жизни?