Шевчук не знает как «Иначе»

28 февраля 2012, 8:05

no image

В киевском Дворце спорта прошло рок-шоу «ДДТ» «Иначе». Как и ожидалось, был аншлаг. Юрий Шевчук чуть ли не единственный из тех, кого называют «легендой русского рока», который способен собрать на свой концерт 10 и более тысяч поклонников.

milinevskiy 150 Економічні новини Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Гарик Сукачев, Константин Кинчев и Владимир Шахрин давно уже довольствуются меньшими залами, и только по случаю юбилея им удается собрать столько же. Единственный, кто с Шевчуком в этом может поспорить,— Андрей Макаревич, правда, публика «Машины времени» более возрастная, респектабельная и предпочитает ходить во Дворец «Украина» и т.п.

На этот раз Шевчук поразил меня не столько новыми песнями, сколько шоу, аналогов которому у наших музыкантов я еще не встречал. Весь концерт сопровождался тщательно продуманным видеорядом. Причем это были не нарезки из видеоклипов группы и не застывшая, иногда сменяющаяся картинка, а цельный фильм с взаимосвязанными эпизодами и титрами в конце.

Концерт начался с того, что по огромному заднику сцены стал ползать луч прожектора, который все время освещал фрагменты некой квартиры, то и дело проскальзывая по шершавой белой стене, на которой выцарапано слово «Иначе». Оно все время возникало после того, как светом выхватывалось что-то из обстановки квартиры, которая по всем признакам уже заброшена — что-то наподобие немого репортажа из зоны отчуждения. После этого на сцене появился Шевчук, а задник сцены превратился в огромный красный занавес. С первыми аккордами он раздвинулся, и на экране возник зал заседания, в котором проходит последний съезд КПСС. Далее в нем все начало рушиться — вначале памятник Ленину, а потом и все остальные символы той эпохи. Понятно, что Шевчук, да и многие другие, хотят «Иначе». Следующая песня сопровождалась уже роликом из современной жизни, в котором ясно показано наше нынешнее общество — общество потребителей. Ясно, что опять-таки хочется «Иначе». Самые удачные, на мой взгляд, эпизоды с зашуганным гастарбайтером, который лупил бейсбольной битой по стеклам, а потом, закрыв голову руками, присел на корточки, и муравейником, в котором вначале появляется яйцо, тщательно оберегаемое муравьями, а потом все постепенно засыпается цветными сладкими импортными конфетами, на которые они все переключаются. И так весь концерт — эпизоды, видя которые хочется закричать: «Хочу иначе!».

Думаю, что многие ушли с концерта с четким пониманием: так, как есть сейчас, жить не хочется, хочется «Иначе». Только на вопрос «Как?» Шевчук, как и российские оппозиционеры вроде Немцова, ответил в своих песнях достаточно пространно — «Нужна свобода». Казалось бы, вполне конкретно, только понятие «свобода» толкуется по-разному и в словарях, и самими людьми, которые путают свободу с волей и вседозволенностью. И, тем не менее, активная позиция Шевчука, играющего искренне роль бунтаря, и удерживает его постоянно на гребне популярности. Именно смысловые остросоциальные тексты песен плюс нон-конформистская позиция и есть два главных слагаемых русского рока. Им в полной мере на данный момент соответствует только Шевчук. Он всегда был искренним оппозиционером, в отличие от Константина Кинчева, который, по словам его коллег, всегда готов выступить за любого политика, который больше ему заплатит.

Николай Милиневский, редактор отдела «Досуг»

Все статьи