Кажется, знаменитая Тендерная палата отнюдь не приказала долго жить. Не сама по себе, а метод, который использовался жуликами от политики и бюрократии в той скандальной истории.
Эти самые жулики, похоже, никак не угомонятся и пытаются использовать ранее наработанную схему в несколько другой сфере. А именно — в оценке недвижимости с целью налогообложения.
С 1 ноября оценка собственности для налогообложения проводится по новым правилам. Они были запущены в действие постановлением Кабинета министров от 4 марта. Обратите внимание: не законом, а подзаконным актом.
Если почитать этот документ, то в нем ничего не вызывает подозрения. Там множество ссылок на законы и подзаконные акты. И, на первый взгляд, он принят для блага граждан и профессионалов, работающих на рынке собственности.
Да и председатель Фонд государственного имущества Александр Рябченко (возглавляемое им учреждение является уполномоченным органом по оценке имущества) убеждает, что все заработает самый чудесным образом, поскольку уже более полутора тысяч оценщиков прошли специальное обучение и приступают к работе.
Но если присмотреться повнимательней, то можно наткнуться на другие подзаконные акты, которые заставляют не разделять оптимизм уважаемого чиновника. Оказывается, что оценщики должны непременно сотрудничать с неким «Украинским институтом управления качеством в оценочной деятельности». Они должны использовать в своей работе программное обеспечение и модель, разработанную в этом институте.
Институт будет получать за использование своих разработок 80% (!) от прибыли, получаемой оценщиками. Если проводить аналогию, то сантехник должен отдавать 80% прибылей тому, кто изобрел гаечный ключ.
Читатель предположит, что от услуг этого института можно отказаться. И формально будет прав, ведь нигде не зафиксирована обязанность оценщика недвижимости пользоваться именно его разработками. Но не все так просто.
Этот институт создан общественной организацией «Союз оценщиков Украины». Руководит этой организацией человек, который является одним из членов Аттестационно-рецензионной комиссии, которая по поручению Фонда государственного имущества осуществляет оценку документов, предоставленных для получения сертификата на осуществление оценочной деятельности.
К слову сказать, если до недавнего времени для получения права на эту деятельность нужно было подать несколько документов, то теперь их нужно насобирать несколько десятков. И можно предположить, что, отказавшись воспользоваться разработками вышеупомянутого института, оценщик не получит права работать на этом рынке.
Какой бизнесмен выдержит еще один налог на прибыль, да еще в размере 80%? Никакой. Ему придется искать компенсацию. Компенсировать он будет с кого? Правильно, с потребителя его услуг. То есть с тех, кто хочет оценить свою недвижимость.
Естественно, компенсация будет нелегальной. А если потребитель откажется, то его отправят к другому оценщику. А другой оценщик тоже под куполом вышеупомянутого института ходит. И никуда он, потребитель, не денется. Будет платить, как миленький. При этом цены вырастут в разы.
Возникает вопрос: а что это Фонд госимущества так заботится об авторских правах какого-то института? И почему же все прибыли должны уходить не в государственный бюджет, а на счета этого самого едва ли не частного института? А вот этим уже должны правоохранительные органы поинтересоваться.
Но они вряд ли станут заниматься этим вопросом. Ведь постановление об изменениях правил на рынке делалось Министерством юстиции в ту пору, когда им руководил Александр Лавринович.
Вопреки негативному отзыву о нововведении со стороны юридического управления Кабинета министров, эти правила все равно были приняты. Это значит, что заинтересован в них кто-то очень влиятельный.
Нужно добавить, что упомянутые новшества далеко не единственные. Там еще немало пунктов, позволяющих выйти на рынок услуг оценивания только «своим», только тем, кто почему-то согласен с предложенными кабальными условиями.
Посему остается лишь нам с вами, граждане, поднимать шум и требовать исправления такой ситуации. Да еще наказания виновных. Но, говорят, что главный виновник и вдохновитель схемы после скандала с Тендерной палатой стал очень осторожен и следов, то есть подписей нигде не оставляет. Посему за руку поймать его очень трудно.