Наиболее актуальной проблемой — с тех пор как рухнула колониальная система — для философов, политологов и социологов остается вопрос управления непрерывным потоком мигрантов.
Набравший темп процесс глобализации привел к тому, что количество людей, меняющих место проживания в поисках лучшей доли, возросло настолько, что миграция стала самым острым вопросом современности. Только США ежегодно принимают около одного миллиона человек. Эта цифра касается тех, кто пересек границу государства легальным путем. Сколько тех, кто въехал «погостить» и остался, не знает никто.
Исторически были разработаны три модели управления «новоприбывшими». В первую очередь был испробован метод сегрегации — полного лишения каких-либо прав и свобод представителей той или иной расы, народа, этноса. Его широко и с удовольствием применяли к афроамериканцам в США вплоть до 1970-х гг. ХХ века. Также популярен он был и в ЮАР. Однако история утверждает, что этот метод не является панацеей, поскольку игнорировать отдельные слои населения можно очень не долго.
Альтернативой жесткому ущемлению прав и свобод отдельных индивидов и групп стала политика ассимиляции. Основной идеей данного метода был добровольно-принудительный процесс вовлечения мигрантов в культуру страны. Франция широко применяла этот способ, насильно заставляя выходцев из бывших колоний изучать язык и систему ценностей французов. По замыслу, бывшие алжирцы и марокканцы должны были восхититься великой французской культурой и позабыть вековечные традиции жизни в пустыне. К сожалению, сей великий замысел себя не оправдал. Причиной тому стали нелегальные иммигранты, которые вовсе не видели смысла в том, чтобы совершать экскурсии в Версаль вместо того, чтобы работать и кормить семьи, оставшиеся на исторической родине. Со временем они превратились в неконтролируемую и непрогнозируемую часть населения, с абсолютно непохожей системой ценностей. Апогеем провала политики ассимиляции стали всем известные бунты в Париже в 2005 г.
В период расцвета либеральных ценностей была разработана доктрина политики мультикультурализма. Ученые утверждали, что национальное государство изжило свой срок, и новое мультикультурное общество не нуждается в старых методах управления и регулирования. Создание Европейского союза усугубило процесс отмирания национальностей и привело к тому, что современные государства не могут более контролировать ни экономические, ни политические процессы. Но многим искренне верилось в то, что представители разных культур способны мирно сосуществовать друг с другом. В США стали говорить о том, что, независимо от того, где ты жил до приезда в этот оплот демократии, можно стать полноправным членом мультикультурного общества. Однако, как выяснилось, далеко не все иммигранты видят в этом смысл. Зачем тратить время на изучение языка, уплату налогов и хождение на выборы, если и так можно прожить? В итоге политика мультикультурализма потерпела крах во всем мире.
Решения проблемы превращения мигрантов в полноценных членов общества нет, несмотря на то что этот вопрос становится актуальным даже для нашей страны.
Яна Беседа, специально для «і»