
Наиболее актуальной проблемой — с тех пор как рухнула колониальная система — для философов, политологов и социологов остается вопрос управления непрерывным потоком мигрантов.

Исторически были разработаны три модели управления «новоприбывшими». В первую очередь был испробован метод сегрегации — полного лишения каких-либо прав и свобод представителей той или иной расы, народа, этноса. Его широко и с удовольствием применяли к афроамериканцам в США вплоть до 1970-х гг. ХХ века. Также популярен он был и в ЮАР. Однако история утверждает, что этот метод не является панацеей, поскольку игнорировать отдельные слои населения можно очень не долго.
Альтернативой жесткому ущемлению прав и свобод отдельных индивидов и групп стала политика ассимиляции. Основной идеей данного метода был добровольно-принудительный процесс вовлечения мигрантов в культуру страны. Франция широко применяла этот способ, насильно заставляя выходцев из бывших колоний изучать язык и систему ценностей французов. По замыслу, бывшие алжирцы и марокканцы должны были восхититься великой французской культурой и позабыть вековечные традиции жизни в пустыне. К сожалению, сей великий замысел себя не оправдал. Причиной тому стали нелегальные иммигранты, которые вовсе не видели смысла в том, чтобы совершать экскурсии в Версаль вместо того, чтобы работать и кормить семьи, оставшиеся на исторической родине. Со временем они превратились в неконтролируемую и непрогнозируемую часть населения, с абсолютно непохожей системой ценностей. Апогеем провала политики ассимиляции стали всем известные бунты в Париже в 2005 г.
В период расцвета либеральных ценностей была разработана доктрина политики мультикультурализма. Ученые утверждали, что национальное государство изжило свой срок, и новое мультикультурное общество не нуждается в старых методах управления и регулирования. Создание Европейского союза усугубило процесс отмирания национальностей и привело к тому, что современные государства не могут более контролировать ни экономические, ни политические процессы. Но многим искренне верилось в то, что представители разных культур способны мирно сосуществовать друг с другом. В США стали говорить о том, что, независимо от того, где ты жил до приезда в этот оплот демократии, можно стать полноправным членом мультикультурного общества. Однако, как выяснилось, далеко не все иммигранты видят в этом смысл. Зачем тратить время на изучение языка, уплату налогов и хождение на выборы, если и так можно прожить? В итоге политика мультикультурализма потерпела крах во всем мире.
Решения проблемы превращения мигрантов в полноценных членов общества нет, несмотря на то что этот вопрос становится актуальным даже для нашей страны.
Яна Беседа, специально для «і»