Колонка Сергея Власенко, заслуженного юриста Украины
Один мой знакомый, владелец юрфирмы средней руки, получил возможность возглавить отдел в Кабинете министров — лично для него не профильный, с юридической практикой никак не связанный. И что же? Получив назначение, он максимально быстро закрыл свою компанию, объяснив, что работать на такой должности в несколько раз доходнее, чем на себя. Несложно догадаться, за счет чего будет жить новоиспеченный чиновник: «решение вопросов», «откаты», «освоение бюджетных средств» и проч. То есть, говоря цивилизованным языком, за счет коррупции.
Этот пример — живое свидетельство того, что коррупция превратилась в одно из самых доходных занятий. Есть ли способы исправить ситуацию? Да. Давайте исходить из того, что коррупция — явление, имеющее в первую очередь экономическую основу. Какую цель преследует коррупционер, когда берет/вымогает взятку (или выгоду в любой другой форме)? Личное обогащение. Как свидетельствует практика, сам факт дачи взятки, чтобы соответствовать нормам Уголовного процессуального кодекса, зафиксировать трудно. Даже если взяточник попался на горячем, факт трудно доказать в суде.
А если перекрыть возможность тратить коррупционную выгоду? Тогда ведь рушится вся схема. Давайте создадим механизм контроля над расходами чиновников и их финансовыми обязательствами (проценты по кредитам, дивиденды и т.д.), чтобы одновременно с декларированием доходов чиновники заполняли декларации, где указывали бы свои расходы и обязательства за прошлый год. Эта информация проверяется на предмет ее достоверности и соответствия доходов расходам. Если за 2009 г. официальный доход чиновника Иванова составил 100 тыс. грн., и в то же время он отправил дочь учиться в Оксфорд, купил «мерседес» и земельный участок, то должны подключаться правоохранительные органы.
Читатели скажут: это идеализм. Практически все наши чиновники и политики — по определению нищие. Они ездят на автомобилях представительского класса, живут в шикарных виллах и владеют миллионными счетами, но все это оформлено на жену/тещу/родителей. Получается, контролировать расходы одного чиновника неэффективно. В список лиц, обязанных декларировать свои расходы, нужно включить ближайших родственников.
В Верховной Раде ждет своего часа законопроект, который предлагает декларировать и проверять расходы не только чиновника, но и его близких родственников. Этот механизм будет работать, когда будет создан единый орган для сбора и обработки такой информации. Иначе будет так, как сейчас борются со взяточниками — милиция кивает на прокуратуру, прокуратура — на суды, те обвиняют двух предыдущих, а взяточники гуляют на свободе.
Контроль над расходами чиновников доказал свою эффективность во многих странах. В 2009 г. депутат Консервативной партии Великобритании подал в отставку, когда доказали, что его расходы — уход за его загородным домом, починка водопровода и установка камина — осуществлялись из госбюджета. В Китае именно на расходах попался экс-руководитель управления юстиции города Чунцин. Он владел роскошными виллами, парком дорогих машин и коллекцией антиквариата. Происхождение всего этого и крупных сумм на своих счетах он объяснить не смог — и на днях получил смертный приговор.