Нельзя просто проехать мимо Золотых ворот и прочувствовать их. Сами ворота уже сто раз реконструировались, но сила этого места никуда не пропала. . Вся мощь старины наезжает на тебя и поражает своей грубой красотой.
Вчера пошли с мужем по делам. Прогулка получилась длиною в 9,6 км, если верить спутнику и картам моего телефона. Вернее, сначала поехали на маршрутке до Золотых. А там вроде рядом уже и Артема, и можно дойти пешком, а потом недалеко и до Лукьяновки, и рукой подать до Воровского. И снова — Львовская площадь. А потом обратно до Золотых и в поисках кукурузных палочек дошли до Бессарабской Billa.
Хорошо, что пока нет машины. Хорошо, что не надо было бежать сломя голову и ломая каблуки на прессуху. Оказывается, так много пешеходных переулочков, закоулочков, так похожих на Европу, с несломанными, незагаженными, неиспорченными, неоскорбленными… Мопеды почти без привязи, запах булочек из украинских кофеен и просто сбивающий с ног аромат шкварочек из шинков. Маленькие магазинчики-лотки с улыбчивыми продавцами и фруктами, еще несущими летний зной. Балконы со свисающими из горшков яркими цветами и дома из дикого камня, заросшие в темно-влажном плюще. Нарядные, в дорогих парфюмах возле оперы, спешащие, себе дико важные орущие в мобильники, тихонько пьющие кофе и сосредоточенно рассматривающие содержимое своей тарелки еще на террасах, иногда уже в пледах. Балерина, вырезанная из липы на перекрестке Сретенской и Стрелецкой. Удивительна даже не она, а то, что никто еще не загадил и не оскорбил. Бронзовый застывший кот возле Золотых ворот. Говорят, что его прототип, серый персидский кот Пантелеймон, погиб при пожаре в близлежащем ресторане, в котором харчевался. Совершенная дива, поддерживающая колонну на Ярославовом валу. Невозможно было не коснуться ее длинных волнистых волос, невозможно было не убедиться, что она из холодного равнодушного камня.
У каждого есть свое место силы. Для меня оно там, где Ярослав Мудрый держит Софию Киевскую на ладони. Там, где все названия улиц не случайны.
В машине нет этих ароматов, нет времени рассмотреть, увидеть, прочитать, потрогать и запомнить. Иногда скорость и комфорт — не акцент. В машине только одни разговоры, музыка, телефон и бегущие картинки в окне. Иногда, видимо, стоит жертвовать своим комфортом и тратить ноги не только на каблуки.
Кажется, если ты на экскурсии где-то в Европе или не важно где, главное, что не дома, не в своем даже городе, то нужно все, буквально все узнать и «зафотать». Там нам важна абсолютно каждая деталь — ведь так мало времени, и нужно все успеть. Так интересны местные колориты, парижская башня, румынские замки, китайские забегаловки, одесский говор, львовские словечки, черниговские, еще дворянские дома. Мы ищем, чему удивиться, и этому удивляемся. Важен больше настрой, чем то, куда мы едем, и что готовы увидеть. Можно есть «мороженку» из McDonald’s в Луганске, умирая от наслаждения, а можно брезгливо ковырять вилкой курицу, маринованную в фуа-гра, на Лазурном берегу. Прогулка длилась почти 10 км и четыре часа. Вчера мы готовы были удивляться. И Киев нашел, что нам показать.
Анастасия Арасланова, обозреватель отдела «Рынки»