Или хорошо, или ничего

26 июня 2012, 8:05

no image

Недавно довелось поучаствовать в одном из опросов в качестве респондента. Касался он одного из рынков

nesterov 1502 Економічні новиниВопросы анкеты вполне стандартны. Все они, так или иначе, направлены на выявление некоторых реперных точек, по которым можно судить о репутации отдельного бизнеса. Во всяком случае какой-то его части.

К своему стыду и удивлению, на многие вопросы пришлось отвечать формулировкой «затрудняюсь ответить». Речь шла о таких элементарных и простых вещах, как миссия, стратегия компании на рынке. Нужно признаться, что чаще всего ответы на такие вопросы находятся при помощи ретроспективного метода. Когда, имея за спиной некий бэкграунд наблюдений за рынком, сам для себя делаешь выводы о том, что бы на самом деле могло быть миссией или хотя бы стратегией компании.

На виду остаются преимущественно события и действия, которые призваны достигнуть конечного потребителя. И касаются они, скорее, какого-либо рода акций, событий. А вопрос об инвестиционной привлекательности и возможности компании может легко озадачить. Можно лишь припомнить, что с некоторых пор сообщения о привлечении долгового финансирования совсем не в моде. В особенности, когда речь заходит о выплатах по кредитам или того хуже — облигациям.

Это совсем не камень в огород взаимоотношений прессы и отделов по связям с внешним миром. Такая информация далеко не всегда является привлекательной для прессы, и, между нами, мало кто будет в ней дотошно разбираться.

Но данная проблема вполне актуальна для всей экономики в целом. Многие вещи происходят по скрытым причинам, когда на поверхности остается только «потому что». К примеру, индексируем акцизы на прогнозный показатель инфляции. Почему прогнозный, а не реальный, который в два раза ниже? Потому что нужно наполнять бюджет. По этой же причине делается масса других вещей.

Аналогичные вещи происходят и в частном секторе экономики. Говорим только о том, где мы молодцы. Если мы не молодцы, на нас наехали или совсем не красиво, то мы молчим. Даже если сгорели три куба коробок на складе.

То же, что все-таки попадает в открытый доступ, настолько мизерно и ничтожно, что даже непригодно для анализа. Или еще хуже. Есть только цифры, к примеру, Госкомстата, но участники рынка не считают их показательными. При этом никто не может обосновать, почему так и насколько делать поправку.

Работа с подобными данными зачастую носит характер изобретения велосипеда. Пересечение разного рода косвенных данных об экономике в целом дает лишь возможность судить о явных тенденциях. Да и то только на той стадии, когда они уже явственно присутствуют в статистических данных, а не на этапе их зарождения.

Если только несколько сотен людей в стране могут знать, сколько на самом деле было продано тех или иных товаров, то можно ли говорить хотя бы об осознанном, а не то что о целенаправленном развитии экономики в таких условиях? Вышли в плюс к предыдущему периоду? Ура!

При этом нам очень хочется, чтобы в Украину инвестиции текли рекой, были дешевые заемные средства, а наш рынок занимал высокие места в рейтингах привлекательности. Увы, все чаще после шального предкризисного времени это просто несбыточная мечта.

Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»

Все статьи