После брифинга я вышел из учреждения, которое известно на всю страну своим адресом,— «на Банковой».
Это Администрация президента. В ярком весеннем свете я не мог не обратить внимание на другое легендарное здание напротив — «Дом с химерами», которое сейчас стало Домом приемов президента. Первое — помпезно, второе — поэтично.
Знаковые здания являются таковыми, потому что что-то «значат», являются символическими. Шедевр архитектора Городецкого безусловно относится к таковым. «Разберем» его поподробнее.
Химера в греческой мифологии — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Скульптуры этих фантасмагорических животных украшают собор Парижской Богоматери. В наших путеводителях по поводу «Дома» тоже сказано: «На фасаде — мифические животные, которые нагоняют страх и ужас». Это расхожий домысел. В действительности на «Доме с химерами» нет никаких чудищ. Наверху имеются огромные рыбы, которых условно можно отнести к отряду химерообразных. Рядом — выводок каменных жаб. Вода, жаба, рыба — это ипостаси «инь», женского начала. Праматери, материи.
Но главные скульптурные композиции на крыше таковы: на рыбах сидят женщины, разрывающие им пасти. Этим вот «химерам» мужского рода, с большими «казачьими» усами. А далеко внизу из стен торчат головы «мужских» носорогов, оленей, кабанов, слонов. Кстати, оформили самое необычное здание столицы Украины братья Сала (кто после этого скажет, что фамилии тоже не символичны?). Наше знаковое здание «говорит»: на украинской территории явное доминирование женского начала.
Самая знаменитая сейчас женщина, как известно, находится в Качановской колонии. Вокруг нее все время происходит движение мужчин: оппозиционных и провластных. Вчера в ВР был включен в повестку дня «Проект постановления о мероприятиях по реализации рекомендаций и требований Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)» №10055. А через несколько минут в повестку включили и законопроект с тем же названием, но под №10078. Первый — от БЮТ, второй — от ПР. В последнем нет декриминализации статей 364 (злоупотребление служебным положением) и 365 (превышение служебных полномочий), по которым осуждена Тимошенко.
Бютовцы заявляют, что освобождение ЮВТ — основное условие подтверждения наличия у нас демократии. Регионалы считают, наоборот, это «поставит под сомнение демократичность власти». Чтобы бютовцы не кинулись сразу блокировать трибуну, депутаты совместно договорились перенести голосование по этим проектам на другие дни. Вся эта возня наводит на мысль о масштабе политической фигуры Юлии Владимировны…
А что у нас из мифологических скульптур олицетворяет мужское начало? Первое, что приходит в голову,— «Геракл, разрывающий пасть льву» на Контрактовой. Геракл — дистрофик, лев — размером с собаку. Какие-то они «исчезающие», фальшивые, что в переносном смысле и обозначает слово «химера». А в буквальном переводе с греческого это слово значит «коза». Но в нашем случае это скорее, как в песне Гребенщикова: «Увязшие в собственной правоте, завязанные в узлы. Я — точно такой, только хуже. Козлы!»
Константин Рылёв, обозреватель отдела «Государство»