Яна Беседа, специально для «і»
Доминирующей философской доктриной ХХ века является гуманизм. Устав Международного гуманистического и этического союза гласит, что гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более мягкого общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей. На первый взгляд может показаться, что гуманизм — идеальный вариант для человечества, ослабленного многочисленными войнами и эпидемиями.
Но многие современные философы утверждают обратное. Идеи защиты слабых, больных и немощных губительны для человечества в целом. Объяснение данному феномену лежит в плоскости эволюционной теории Дарвина. Стихийные бедствия и войны служили фактором вымирания слабых и аккумулирования способностей сильных. Современный же мир построен таким образом, что даже самый примитивный генетический материал не только присутствует в человечестве, но и передается из поколения к поколение.
Это приводит к постепенному нагромождению генотипов, не способных к самостоятельному существованию и дальнейшей эволюции. Данный тезис касается не только физических способностей индивидов, но и интеллектуального базиса. Фактически, гуманизм приводит к постепенному отупению человечества. Люди не то, что не могут принимать решения, касающиеся смысла и формы их жизни, как было задумано в Уставе, но и постепенно лишаются способности мыслить.
Концепция всестороннего развития личности на деле привела к тому, что индивиды привыкли к наличию прав и полному отсутствию обязанностей, так как последние мешают их развитию. Любая придурь теперь считается проявлением могучей личности. А свободный выбор привел к полной неспособности отвечать за свои поступки.
С другой стороны, человечество — это саморегулирующаяся система. Как и любая другая, она находит такие точки бифуркации, которые дают возможность дальнейшего полноценного функционирования. В данном случае такой точкой стало формирование глобализационных институтов и сам процесс глобализации.
По мнению сторонников объединенного мира, «глобализация, превращая мир в открытую систему, в отличие от прошлой изоляции заставляет жить человеческий вид по мерке лучших групп». Лучшие группы — это вовсе не пресловутый золотой миллиард, а те, которые решают основной вопрос философии — соотношения бытия и/или небытия, а транспонируя его, вопрос соотношения жизни и смерти, в сторону укрепления жизни, а не смерти. Глобализация, с точки зрения тех же исследователей, прекращает процесс деградации человечества, который в условиях изоляции групп заставлял жить человеческий вид по мерке менее развитых групп и позволяет приобретать необходимые ресурсы для дальнейшего развития, компенсируя негативные эффекты гуманизма.
Таким образом, мы можем наблюдать непрерывный процесс самосовершенствования, направленный на достижения уровня существования «лучших групп». Даже те, кто в силу своего дефектного генотипа не в состоянии осознать все величие этого процесса, тем или иным способом вовлечены в него.