Антон Подлуцкий, специально для «і»
Сегодня в Сочи пройдет очень важная для Юлии Тимошенко встреча — президентов Украины и России. Важная, потому что одной из тем беседы гарантов станет судьба экс-премьера, и, возможно, как минимум освобождение из-под стражи.
Симптоматично, что накануне было совершенно невозможно добиться от кого бы то ни было на Банковой информации о теме беседы Януковича с его российским коллегой. Но общие фразы «обсудят важные вопросы двусторонних отношений», обычно свидетельствующие о паркетном характере мероприятия, в данном случае привели к однозначному выводу: разговору о Тимошенко — быть.
Даже ленивый понял, что уголовное дело против экс-премьера возбуждено с одной-единственной целью — подвести формальное обоснование под расторжение газового контракта с «Газпромом». Ведь если будет доказано, что Юлия Владимировна выдала свои личные распоряжения за директивы Кабмина, то это, во-первых, явный служебный подлог и, во вторых, — отсутствие правовой базы для подписания договора. То есть, нет правовой базы — нет и договора. И в силу вступают юристы, начинается война в Стокгольмском суде…
Такая перспектива на данном этапе совершенно не нужна руководству Кремля. Мало того, что итальянская Edison уже добилась от российского монополиста пересмотра цен на топливо, и в суд по тому же вопросу подали крупнейшие E.ON и RWE — а тут еще и Украина с расторжением весьма выгодного контракта. Сидеть в такой ситуации сложа руки ну никак нельзя. И Медведев дипломатично призвал Януковича.
Непросто понять, как общаются с глазу на глаз персонажи. Впрочем, можно представить, как будет строиться разговор в общих чертах. После мягких увещеваний российская сторона перейдет к слегка завуалированным угрозам. Сдастся ли под давлением президент Украины? Не факт, может и характер проявить, хотя шансов на это немного.
Понимает ли Янукович в данную минуту, в какую авантюру втравили его дорогие соратники, убедившие начать преследования Тимошенко? И какими могут быть последствия? Запрет на въезд в США — еще не самое страшное. А если запрет коснется и Рината Ахметова — владельца угольных шахт в Штатах? Да, Тимошенко может стать украинским Ходорковским. Но и вакансия украинского Кеннеди, слава Богу, пока не занята. А ко всем этим неприятностям еще и Путин с Медведевым.
Конечно, трудно, почти невозможно представить, чтобы дело против Тимошенко было закрыто во мгновение ока: потребуется некоторая, растянутая во времени, процедура. Например, будет признано, что без свидетельских показаний Виктора Ющенко установить истину не представляется возможным. А Ющенко, ну как назло, не едет и не едет — и все из тех же Штатов. Более того, он там уже дал показания, которые совсем не на руку Виктору Федоровичу. Может такое быть? Вполне. И таких нюансов могут быть десятки. Не говоря уже о том, что в деле Тимошенко не хватает самой малости — умысла. Доказать, что ЮВТ подписала соглашения в надежде на будущее президентство, — недоказуемо вовсе. А версия: дескать, Юлия Владимировна что-то там обещала ВВП в обмен на газ, после харьковских соглашений по Черноморскому флоту не выдерживает никакой критики.
Вот так иногда и приходит помощь — из самых неожиданных рук.