Ценности (европейские) нужно держать в валюте

no image

Среди журналистов есть профи, на глазок определяющие «джинсу». «Вчера смеялись с одним знакомым над «джинсовыми» материалами. А сегодня открываю его текст,— говорит мой приятель,— лоббистский абсолютно. Ни слова критики».

rylev1502 Економічні новиниЧувствую — огорчился товарищ. «А может, он честный человек, но недалекий?» — «Точно»,— обрадовался мой визави. Хотя тоже — сомнительная радость.

Советы культивировали честность в денежных вопросах, оберегали от капитала души советских граждан. Те оказались не подготовлены к рыночным отношениям во всех сферах. Но капитализм — это же европейские ценности. «Ориентиром для нас должны быть европейские ценности»,— недавно заметил первый президент Украины Леонид Кравчук. Но социализм — тоже европейские ценности. Доктрину социализма-коммунизма разработали Маркс и Энгельс. А Леонид Макарович, кстати, в 1990 г. был заведующим идеологическим отделом ЦК КПУ. До 1990 г. у нас в чести были одни европейские ценности, потом — другие. «Капитал» из настольной книги для партийной элиты превратился в сумму денег на счету в оффшоре.

Самая известная среди украинцев фраза новейшего времени принадлежит тому же Леониду Кравчуку: «Маємо те, що маємо». У психолога и философа Эриха Фромма есть труд под названием «Иметь или быть». Иметь — значит материально обладать. Быть — кто ты, кем ты хочешь быть? Поверхностный смысл кравчуковской реплики — неутешительная ситуация. А глубинный — для украинской элиты всегда был главным вопрос собственности: имеем то, что имеем. И хотим иметь больше! Большинство местных политиков 1990-2000-х меняли идеалы, как колеса на машине. Исповедовали то одни европейские ценности, то другие, но материальные — вне конкуренции. Поэтому государственность невнятная, к истории виртуальное отношение, но с собственностью у верхушки все благополучно. Имеют то, что имеют!

Однако в последнее время до неприятного часто стал всплывать вопрос: кто мы? Политики или торговцы, журналисты или пиарщики? Во вторник в парламенте выступление депутата фракции «Реформы ради будущего» Владимира Каплиенко оппозиционеры заглушали, скандируя: «Тушка!». Каплиенко обиделся, показав им средний палец. Над «Реформами ради будущего», фракцией «грешных депутатских туш», висит тень подкупа Забзалюка. Но именно они и представляли позавчера важный «Закон о морских портах». Закон вызвал у бютовцев и коммунистов редкое единодушие: они хором кричали о «приватизации стратегических структур». Следующая, мол, «Укрзалiзниця». Получается, с одной стороны, закон нужен для бизнеса, с другой, в наших условиях,— всегда есть опасность сдачи стратегических объектов. Но чего бояться? Это уже не раз происходило. Стратегические — значит определяющие долгосрочную перспективу и (не дай Бог) необходимые на случай войны.

А мы — мирные люди, и наш бронепоезд разобран и отдан в утиль. Тот же Леонид Макарович начал процессы одностороннего разоружения, а также разбазаривания такой стратегически значимой структуры, как флот. Дальше — по накатанной. Фанатиков государства с тех пор не прибавилось, а что касается накопления европейских ценностей — все в порядке. Они есть. В валюте. И главное оружие пока с нами — это братья Кличко. На них уповаем. Им верим. Как боксерам. А как политикам? Молчи, грусть.

 

Константин Рылёв, обозреватель отдела «Государство»

Все статьи