У нас живо обсуждают обращение так называемой общественности Донбасса к руководству Украины. Она требует от Украины денег. Обращение опубликовано на сайте так называемой Донецкой народной республики.
При этом авторы почему-то не называют руководство страны, как обычно, кровавой хунтой. А себя именуют общественностью, но не «ДНР», а Донбасса. То есть когда воевать — так с хунтой. А как просить что-то — так у украинского правительства.
Обращение обнародовано после того, как руководство страны решило: «принять в месячный срок меры по прекращению обслуживания банками счетов, открытых субъектам хозяйствования всех форм собственности и населению на отдельных территориях в районе проведения АТО».
Понятное дело, что речь идет о тех районах Луганской и Донецкой областей, которые неподконтрольны Киеву. И деньги не будут получать не только учреждения и бизнес, но и физические лица, в том числе люди пенсионного возраста.
Такое обращение не вызвало бы подобную бурю эмоций, будь оно написано рядовыми гражданами. Но поскольку его подписали деятели, которые либо сами организовывали войну, либо способствовали ей, то оно не может не поражать своим цинизмом.
Тем не менее, проблема существует. В частности, проблема нарушения прав человека. Видимо, Петр Порошенко понимает это и пишет в своем указе: «Министерству иностранных дел совместно с Министерством юстиции поручено проинформировать Генерального секретаря Совета Европы о принятых Украиной на отдельных территориях в районе проведения АТО мер, которые отходят от международных обязательств страны в области прав человека и свобод, но необходимых в связи с имеющейся опасностью для украинской нации».
Думаю, что последний пассаж будет поддержан находящимся на взводе украинским обществом. Конечно же, у него есть основания не любить Донбасс. Ведь не случайно именно в этом регионе зашкаливающее количество тех, кто стремится к тому, чтобы «Путин пришел и порядок навел». Именно из-за них гибнут сейчас наши парни, защищая Украину.
Однако уровень злости в обществе такой, что оно весь Донбасс уже начинает воспринимать как вражескую силу. Дескать, все они там одинаковы и все требовали Путина. При этом забывают, что на проукраинские митинги выходили тысяч по пять людей, что в армии и в добровольческих батальонах воюет множество выходцев из Донбасса. Очень жаль, но в своем отношении к Донбассу наше общество постепенно становится похожим на российское с его отношением к Украине.
Симпатики этого решения правительства сравнивают его с ситуацией во Второй мировой войне. Дескать, стал бы Сталин платить пенсии гражданам СССР на оккупированных территориях, если бы вдруг каким-то чудом общественность этих территорий стала просить его об этом?
Если идти дальше, то нужно будет по-сталински объявить предателями без исключения всех, кто живет ныне на контролируемых террористами районах. Соответственно, лишить их при этом гражданских прав. Однако Украина все же государство, декларирующее уважение к правам человека. Посему проводить аналогии с нравами диктатуры не весьма корректно.
Решение руководства страны направлено на то, чтобы удушить террористов экономически. Но если с террористами будут удушаться немощные старики, которые не в состоянии выехать из региона через блокпосты тех же террористов, чтобы подать заявку на переоформление пенсий, то такое решение трудно назвать адекватным.
Кроме всяческих нравственных соображений в ситуации присутствует еще и сугубо практический момент. Продолжат ли на Донбассе лояльно относиться к Украине те граждане, которые сейчас настроены проукраински или, по крайней мере, нейтрально? Мне кажется, ответ очевиден.