Колонка Даниила Нестерова, обозревателя отдела «Рынки»
Войны правообладателей с нелегальным контентом все больше напоминают былинные сказания о поединке отважного богатыря со Змеем Горынычем. Еще в незапамятные времена богатыри буквально мучились с огнедышащими драконами. Стоило им отрубить одну голову страшилищу, как на ее месте вырастали сразу три. Видимо, поэтому имена всех былинных героев невозможно перечислить в этой колонке.
Примерно такие же былинные схватки происходят сегодня в интернете. Как только неповоротливая судебная система приговаривает торрент-трекера к «высшей мере наказания», он либо открывается под новой вывеской, либо на его месте появляются еще три трекера без регистрации и учета отданного трафика. Доходят руки современных «богатырей» и до бесплатных хостинг-провайдеров, на серверах которых весь спорный контент и размещается. Но результат все равно мифический — самый простой поисковый запрос предоставляет вам миллионы возможностей для нарушения авторских прав.
Появилась даже отдельная услуга для правообладателей — интернет-полиция. Это когда специально нанимается целая компания, которая добивается удаления «краденного» от администраторов сайтов и хостинг-провайдеров. По крайней мере, до официального выхода продукта. Якобы эта деятельность должна повысить продажи оригинальных носителей.
Доходит до смешного. С одной стороны, в Европе еще недавно пытались принять «драконовский» закон, сулящий нарушителям авторских прав пожизненный оф-лайн с опцией лишения свободы. А с другой, недавно отключенный российский хостинг-провайдер, на котором «выкладывается» львиная доля музыки в рунете, благодарит президента страны за внимание к отрасли.
Конечно, хостинг-провайдер не может фильтровать все, что к нему «заливается». Да он в этом откровенно и не заинтересован. Если весь контент будет легальным, то не будет и переходов на продажу. И рекламу смотреть будет некому.
Поэтому борьба с «кражами» и «утечками» музыки из студий и фильмов без спецэффектов все больше похожа на лицемерие. Музыкальная индустрия уже давно взяла их на вооружение в качестве маркетингового инструмента. «Шпионскими утечками» промышляют и крупные компании. Они уже давно поняли, что позволение заглянуть потребителю «в святая святых» с лихвой конвертируется в деньги.
Поэтому пользовательский «вуайеризм» уже давно стал контролируемым. Он наверняка занимает отдельную клеточку в маркетинговых планах. А нападки на «нелегальное скачивание» больше похожи на стремление сохранить эффективность инструмента продвижения. Поэтому утечки «за месяц до официального релиза», по сути дела,— то же самое, что и реклама по телевизору или билборды на улице.
Маразм борьбы со скачиванием — это всего лишь миазмы разлагающегося авторского права, каким все его привыкли видеть. Увы, оно разложилось еще недостаточно, чтобы на его месте возникло нечто кардинально новое. Поэтому появляется невероятный простор для так называемых перегибов на местах. Например, французы собираются посадить за решетку безработного, который методом тыка подбирал пароли к страницам знаменитостей в одной из соцсетей. Все это будет длиться до тех пор, пока авторы не выработают новую схему получения отчислений.