Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»
Если перейти от рыночной экономики к плановой достаточно легко, то «наоборот, замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями»,— утверждал Людвиг Эрхард, с именем которого связывают послевоенное восстановление Германии.
Очень трудно «при вышедшей из естественного равновесия экономике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку»,— писал господин Эрхард, работавший министром экономики в правительстве Конрада Аденауэра.
От себя добавим, что еще сложнее перейти от планово-распределительной экономики к рыночной после того, как эта самая тоталитарная и государственно-монополистическая экономика вначале 70 лет подряд создавалась и консервировалась, а затем 20 лет кряду деградировала в условиях криминально-постсоциалистического общества.
Наверное, чтобы вернуть теперь наше национальное хозяйство в условия «естественного равновесия», обществу понадобятся, как минимум, свои Аденауэры и Эрхарды. Окажутся ли таковыми в своих практических действиях те люди из вновь вернувшейся власти, которые сегодня рассказывают о реформах в ток-шоу по телевизору?
Как говорится, время покажет. Объективно предпосылки для реформ есть. Однако историю, как известно, делают личности.
От личностей мы пока услышали только декларации о намерениях. Декларации, признаться, весьма адекватные и отвечающие духу времени. Это уже неплохо. По крайней мере, это гораздо лучше, чем бесконечные истерические возгласы о намерении заставить олигархов поделиться с народом или изрядно набившая оскомину бессмысленная риторика о векторе евроинтеграционного развития на фоне кумовства и воровства.
Признаться, на протяжении пяти лет после оранжевых событий я так и не понял, при чем здесь к нам Европа? Как и вся география с четырьмя сторонами света?
Разве Австралия, Канада, Новая Зеландия, ЮАР исповедуют иные, чем в Европе, стандарты и ценности? Или разве Япония, Южная Корея или Сингапур расположены не на восток от Украины?
Наверное, евроинтеграционный курс развития — это не только и не столько формальное членство в ЕС, как готовность страны следовать тем либеральным принципам, нормам и традициям, которые легли в фундамент современного демократического и рыночного общества, принадлежность к которому провозгласила Украина.
Проситься в Евросоюз с унаследованной со времен сталинского социализма организацией в системе госуправления, энергоснабжения, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования и даже пенитенциарного исправления бессмысленно. Придется проводить реформы. О том, какие и как, уже давно общеизвестно. Существуют многовековой мировой опыт и практика, рекомендации зарубежных экспертов, многолетние наработки отечественных политиков, юристов и экономистов. И проводить реформы следует в публичной плоскости. Однако пока трудно представить, как будут осуществлять публичные реформы десятки и десятки совсем непубличных персоналий, которые ни в предвыборный период, ни после, кроме тихого шелеста, сопровождающего рассаживание по креслам, пока ничего интересного не произвели.