Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»
«Мы до сих пор не определились, какую страну мы строим», «нам необходимо найти модель своего развития», «мы должны консолидироваться вокруг общенациональной идеи»,— подобные фразы частенько раздаются с экранов телевизоров из уст наших политиков, политтехнологов или коллег-журналистов.
Если верить государственным и окологосударственным ораторам-краснобаям, наша нация должна представлять собой стадо разбредшихся по украинским лугам и предгорьям безыдейных овец, которые не осознают, к какой породе и роду-племени они относятся, и не знают, в каком направлении им следует двигаться. А вокруг волки в соседних лесах, и пастуха-поводыря нет. Лично я с подобными интерпретациями не согласен. Это кто же не знает, куда ему нужно двигаться и что делать? Кто и в чем не определился?
Разве хирург, беря скальпель в руки, не знает, как ему делать операцию больному? Или учитель младших классов, знакомясь 1 сентября с первоклассниками, не ведает, как воспитывать малышей? Или воин с автоматом не знает по уставу, кого он должен защищать? Разве все мы, нормальные обычные люди, не знаем, чего мы хотим от своей профессии и от жизни в целом? Тогда кто из нас и в чем не определился и кто не знает, куда ему следует идти?
Быть может, господа из телевизионных политических шоу хотят нас объединить какой-то общенациональной идеей? Однако позволю предположить, что украинский народ в «консолидационных рецептах» со стороны сегодняшних дискредитировавших себя политиков не нуждается. Достаточно выйти на улицу, чтобы понять, что галичанам, киевлянам и представителям Донбасса делить между собой абсолютно нечего. Страна у всех одна. Что же касается ее исторического прошлого, в его сложностях и неоднозначностях помогут разобраться историки и библиотечные архивы. Или, может, люди по ту сторону телевизионного экрана не могут решить, какую модель государства им следует строить? Парламентско-президентскую или президентско-парламентскую?
Тогда следует сразу признать, что врачи, шахтеры и фермеры им в этой проблеме вряд ли помогут — им нужно людей лечить, уголь добывать и хлеб сеять. Избиратели делегировали полномочия управлять государством своим представителям, которые должны решить, как создать эффективный государственный механизм. Однако если руководители государства неспособны профессионально выполнять свои обязанности и эффективно работать на своих граждан, им не остается ничего другого делать, как воевать с «врагами» или рассуждать о «национальном выборе» и «векторе движения», никуда не двигаясь.
«В наше время нужно говорить лишь о том, за что мы готовы нести ответственность в вечности»,— говорил в XIX веке Авраам Линкольн — лидер той страны, где общенациональную или общегражданскую (как кому больше нравится) идею найти удалось, несмотря на присутствие в американских штатах представителей всех рас и национальностей.
В современном цивилизованном мире гуманистических принципов единственным мерилом всех национальных и государственных идей и интересов является сам человек и его гражданские свободы. Те вожди, которые даже перестали стесняться своей растерянности в вопросах реализации прав человека, займут свое место на свалке истории.