Наблюдая за ходовыми свадебными обрядами последнего десятилетия, я не перестаю удивляться. Чего только стоит изменившаяся за годы независимости церемония в ЗАГС, с которой, собственно, в большинстве случаев и начинается «долгий путь» брачующихся.
С одной стороны, «советский» марш Мендельсона и не менее совковая выучка регистраторов брака говорить высокопарные слова о «рождении ячейки общества» и «высоком гражданском долге», которые заканчиваются обычным «пожалуйста, только не на ковре» в стиле героини Галины Польских из фильма «Суета сует». И тут же — признаки проснувшегося национального самосознания: тихий аккомпанемент кобзы (в ее исполнении «Вийди коханая, працею зморена» заставляет улыбнуться при взгляде на невесту), трипоклонные церемонии родительских благословений, крещение караваем молодой пары отцами и многое другое.
Сценарии в каждом отдельном случае варьируются: где-то рушнык перед брачующимися расстилают свидетели, где-то — родители; вариаций — уйма. Как показывает практика, между родственниками обеих сторон разгораются настоящие баталии на предмет аутентичности того или иного обряда или традиции и что из этого попадет, а что нет в свадебный сценарий. Кто-то выступает рьяно против разукрашивания лентами свадебных автомобилей, уверяя, что это совковый обычай, забывая, что так называемые невестины банты в свадебном кортеже как раз родом из XVII в. Кто-то критикует за американскость традицию, когда невеста бросает букет, что предрекает словившей его девушке скорую свадьбу. Хотя, если покопаться, можно выяснить, что наши прапрапрабабушки поступали именно так со своими свадебными венками, коих нынешние невесты просто не имеют в распоряжении.
Список этот можно продолжать бесконечно — ибо, чем дотошнее изучаешь украинскую обрядовость, тем ярче проявляется наше незнание аутентичных традиций. Попытки же их воскрешения в неумелых руках часто носят признаки шараварщины. Главное тут — не пытаться аргументировать свои действия тем, что это, дескать, и есть истинный старинный украинский обычай. Ведь, по сути, такова судьба всех обрядов — каждое поколение лепит их в конечном счете на свой вкус. Но когда родственники всерьез спорят, чем же по традиции надо забрасывать молодых — пшеницей, рисом, монетами, цветами или конфетами,— молодым лучше проявить осторожность, потому что предметы эти полетят именно им на головы.
С особым же умилением наблюдаю ностальгические приступы в виде ретросвадеб по советскому лекалу 1970-х гг., ставших очень модными среди сегодняшних молодоженов. Даже спецы в Интернете появились, у которых наготове такие раритетные предложения, как вручение ключа от семейного счастья («Летописи семьи», медали «Совет да любовь» и пр.), посадка деревца семьи на воображаемой «Аллее молодоженов», что уж говорить о пластиковой голубоглазой кукле на капоте авто. Симптоматично, что и молодые пары, выбирающие такую ретроцеремонию, и многочисленные родители, ратующие за возрождение народных традиций, не помнят ни советской свадьбы, ни гуляний наших предков, живших в дореволюционную эпоху.
Колонка Натальи Давыденко