Если вы говорите, что вступление в НАТО — священное суверенное право для Украины, то надо, наверное, совместно думать, как его обеспечить?
Что касается «ясности с НАТО», то лично меня всегда поражало то, как все представители Альянса постоянно делают вид, что продолжают жить в реалиях 20-летней давности. Когда НАТО спокойно расширялось за счет стран Восточной Европы и воспринималось преимущественно как «клуб» демократических европейских стран, созданный для обсуждения и решения политических вопросов. Ну и, конечно, не для того, чтобы воевать.
Думаю, всем адекватным людям понятно, что в феврале — марте 2014 года ситуация в Европе изменилась кардинально, и возврата назад уже нет.
В то же время, в общении с Украиной чиновники НАТО продолжают занимать позицию швейцара на входе в элитный клуб.
Опять же, продолжаются эти разговоры о реформах, о стандартах, о судах и так далее. С одной стороны — это все выглядит будто справедливо, но с другой — соответствует ли это реалиям нового мира?
Украина уже не один год является объектом агрессии со стороны России. Агрессии, которую пока никто не сумел даже просто остановить, чтобы она не порождала новые жертвы и разрушения.
И в это время нам рассказывают, что «двери НАТО открыты», что мы «когда-то вступим в НАТО», если «хорошо выполним домашнее задание». Но будет ли кому вступать? Ведь агрессия продолжается, и никто не может сказать, на какой масштаб эскалации готова пойти в будущем Россия.
А Россия не останавливается, она продолжает гнуть свою линию. Яркий пример — ситуация с Северным потоком-2, когда Кремль сумел изрядно «нагнуть» Запад, и тот лишь ограничился неуверенными убеждениями, что они будут что-то делать, если Россия использует ситуацию против Украины.
То есть, с одной стороны — говорим о реформах и открытых дверях, а с другой — продолжаем смотреть на агрессию России против Украины.
Как по мне, это требует от Украины ставить этот вопрос перед НАТО. Хорошо, вы считаете, что мы не доросли до членства, что нам надо реформироваться и меняться. Требования, видимо, вполне справедливые, но, может, вы не заметили, что у нас на территории — очень агрессивные иностранные войска, представляющие государство, в котором одна из крупнейших армий в мире. И еще ядерное оружие. Страны, которая постоянно говорит в своих СМИ, что их цель — захват Украины. Страны, которая не прекращает ни на секунду антиукраинскую пропаганду и использует для агрессии против Украины весь перечень средств: от экономических и до информационных.
Возможно, вы этого не замечаете, но факт остается фактом, и если вы говорите, что «двери НАТО открыты для Украины», что вступление в НАТО — священное суверенное право для Украины, то надо, наверное, совместно думать, как обеспечить это право для Украины?
Очевидно, как бы плохо ни было в Украине с судами, есть страны, где все еще хуже. И эти страны не устояли перед агрессией России. Поэтому если НАТО говорит о реформах и стандартах, то следует так же говорить и о возможности реализации этих реформ и стандартов вне угрозы российского вторжения и оккупации.
Ясно, что НАТО воевать за нас не будет, но разговоры в стиле «если Путин будет бомбить Киев, то мы наложим санкции на эту собаку» — это вообще ни о чем.
Членство в НАТО сейчас и в ближайшей перспективе невозможно? Значит, нам нужен взрослый разговор о том, как гарантировать для Украины возможность провести необходимые реформы. Какие для этого могут быть использованы ресурсы и т. д.
Ну, или честная декларация со стороны НАТО, что они ничего для этого сделать не могут. Это тот вариант, когда «нет» — это тоже ответ.
Текст опубликован с разрешения автора