Кремлевская пропаганда долгое время внушала мысль о том, что БРИКС – это реальная альтернатива западной гегемонии и «утро многополярного мира», в котором мнение США и его союзников не будет значить больше, чем мнение остальных. Член БРИКС, Южно-Африканская Республика, сейчас наглядно доказывает, что Москва как обычно выдавала собственные желания за действительность.
Как страна, ратифицировавшая Римский статут, ЮАР обязана подчиняться его решениям и, соответственно, не может взять и проигнорировать ордер на арест, выданный Международным уголовным судом в Гааге в марте нынешнего года. Что, в свою очередь, ставит перед ней и президентом Сирилом Рамафосой вопрос о том, как быть, если Владимир Путин прибудет сюда на саммит БРИКС.
Власти ЮАР старались найти выход из этого затруднительного положения. Рамафоса даже учредил специальную юридическую комиссию по данному вопросу. А правящий Африканский национальный конгресс (АНК) даже выпустил несколько «грозных» заявлений о том, что мол «Запад нам не указ, мы вообще можем выйти из Римского статута – но дорогого друга Путина в обиду не дадим».
Этого запала хватило ненадолго. Ровно до того момента, когда юридическая комиссия пришла к выводу о том, что «у нас нет варианта не арестовывать Путина. Если он приедет сюда, мы будем вынуждены его задержать». А по дипломатическим каналам из США поступила информация в Преторию о том, что Вашингтон может отказаться подписывать с ЮАР крупное торговое соглашение. И исключить страну из программы американской Всеобщей системы преференций для стран Африки, гарантирующей беспошлинные поставки товаров из страны в США.
После чего делегация АНК в срочном порядке вылетела в Вашингтон. Видимо, для того, чтобы лично засвидетельствовать, что в отношении Римского статута американцы их просто неправильно поняли. Словом, «многополярность и альтернативность БРИКС Западу» на деле просуществовала всего несколько дней. При полном молчании по данной ситуации со стороны Бразилии, Индии и Китая. Которые недвусмысленно дали понять, что вопрос с ордером на арест российского президента и вызванная этим суматоха в ЮАР – проблема двусторонняя, пусть как хотят, так и выкручиваются, нас это не касается.
Еще одна мифологема кремлевской пропаганды была разрушена буквально за несколько дней – и Москва ничего с этим не смогла поделать, ограничившись расплывчатым заявлением о том, что «решение о поездке президента Владимира Путина в ЮАР будет принято ближе к дате саммита».
Сейчас ведутся переговоры Претории с Москвой о том, как выйти из сложившейся ситуации, хотя исход их, в общем-то, понятен – российский президент примет участие в саммите БРИКС в видеоформате. Другого выхода попросту не просматривается. После чего с треском обрушится еще одна кремлевская мифологема о том, что «две трети мира поддерживают Россию».