— Не считаете ли Вы, что переплатили за Райффайзенбанк (Украина)?
— Нет, мы очень довольны приобретением. Хотя необходимо отметить, что это самая крупная сделка по поглощению регионального банка, которую когда-либо проводил ОТР. Но я уверен, что мы вложили эти деньги не зря. Многие украинские бизнесмены заинтересованы в сотрудничестве с восточноевропейскими компаниями. И наоборот — немало европейских компаний хотят попасть на украинский рынок. Мы надеемся сопровождать бизнес и тех, и других.
— Вы готовы оставить действующий менеджмент Райффайзенбанка?
— Да. Нас устраивает его уровень. Тем более, как показывает практика, банки на новых для нас рынках продолжают хорошо работать только тогда, когда их возглавляют местные менеджеры. Мы не будем идти против этой тенденции.
— А что будете менять в первую очередь?
— Через несколько месяцев переименуем свою «дочку» в ОТР Банк. Кроме того, мы заметили, что отделения банка сейчас перегружены клиентами. Поэтому, несмотря на то, что основной акцент будет сделан на корпоративный бизнес, до 2008 года мы собираемся довести количество отделений банка до 160-180.
— Все иностранные банки идут в Украину под флагом розничного бизнеса. Почему вы выбрали корпоративный сегмент?
— Просто на развивающихся рынках западноевропейские банки умеют лучше работать с частными заемщиками — меньше рисков. Среди наших акционеров нет иностранных финансовых групп, поэтому мы сами выбираем для себя приоритеты. Корпоративное направление в банке развилось как раз благодаря конкуренции с иностранными банками, которые приходили в Венгрию. Мы лучше понимали свой (восточноевропейский.— Авт.) бизнес, и в этом было наше преимущество. Украина — такая же восточноевропейская страна…
— Стоит ли ожидать от ОТР активности на розничном рынке?
— Да, мы планируем открыть компанию по страхованию жизни и лизинговую компанию. И, возможно, приобретем еще один банк для ипотечного кредитования.
— А почему вы отказались от приобретения банковского холдинга «ТАС»?
— Мы столкнулись с двумя проблемами, которые и заставили нас отказаться от дальнейших переговоров. Во-первых, слияние ТАС-Комерцбанка и Райффайзенбанка (Украина) заняло бы очень много времени, мы потеряли бы клиентов. Во-вторых, у нас появились более выгодные возможности поглощения. Это крупнейший банк Черногории Montenegrin Commercial Bank и австрийский банк BAWAG. Так что мы решили отказаться от покупки второго банка в Украине в пользу этих приобретений. И сейчас не ведем переговоры ни с одним из украинских банков.
— А страховые компании «ТАС» все еще интересуют вас?
— Нет, мы рассматривали их приобретение только в пакете с банками.
— Если итальянский Banca Intesa откажется от покупки Укрсоцбанка, вы попытаетесь снова его купить?
— Если честно, я не очень верю в возможность того, о чем Вы говорите. Мне кажется, итальянцы доведут дело до конца.
— А если все-таки нет?
— Ну, тогда мы, возможно, и попытаем счастья еще раз.
— ОТР готов заплатить $1 млрд за Укрсоцбанк, как предлагал Banca Intesa?
— Сейчас — не знаю. У нас недостаточно информации.
Персона
53-летний Шандор Чаньи занимает пост главы правления и президента OTP Bank с 1992 г. До этого времени работал в ряде коммерческих банков, финансовом управлении и секретариате венгерского Министерства финансов, а также главой управления в Министерстве продовольствия и сельского хозяйства.
Компания
OTP Bank создан в 1949 г. как государственный сберегательный банк. С 1989-го — коммерческий банк. Доля банка на венгерском рынке банковских услуг составляет около 20%. В группу OTP входят также крупные подразделения по оказанию услуг в сфере страхования, недвижимости, управления пенсионными средствами и т.д. Дочерние банки ОТР работают в восьми странах Восточной Европы и на Балканах.
4 июня 2006 г. холдинговая компания Raiffeisen International Bank Holding AG подписала контракт на продажу 100% акций Райффайзенбанка (Украина) венгерскому ОТР Bank Ltd. за EUR650 млн.