«Война – войной, а дерибан – по расписанию». Так можно перефразировать известную поговорку после того, как Рада и Зеленский фактически позволили легализовывать и оставлять в собственности незаконно полученные, то есть украденные у государства и/или местных общин, земли.
Норматив вызвал достаточно резкую реакцию в обществе. Была создана петиция о пересмотре этого норматива, которая набрала необходимое количество подписей граждан. Но мнение общества было проигнорировано Зеленским
Правда, схема воровства земли вышла несколько затянутой, поскольку от факта собственно воровства до легализации может пройти до 10 лет, но судебные тяжбы могут длиться не меньше.
Особо циничным является то обстоятельство, что в разгар тяжелейшей войны со значительно превосходящим и полностью «отмороженным» в моральном плане врагом, у парламента и президента хватает времени и наглости заниматься подобными проблемами вообще.
Враг топчет и оккупирует землю, а в тылу эту землю «свои» раздают разного рода мерзавцам!
Не менее циничным выглядит название законопроекта № 12089 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины относительно усиления защиты прав добросовестного приобретателя», тогда как этот «шедевр нормативного творчества» дает право присвоить земельные ресурсы, в том числе, «недобросовестным приобретателям», включая откровенное ворьё!
Также обращает внимание, что этот «крайне важный для защиты Родины, которая в опасности», норматив был принят в военное время в весьма краткие сроки, если исходить из отечественной практики. Законопроект был подан в Раду в октябре прошлого года, а уже 12 марта Рада приняла его во втором чтении, и вскоре его подписал Зеленский.
Такая скорость прохождения норматива, не просто изумляет, но и вызывает более чем обоснованные подозрения в коррупции.
Также обращает внимание наличие аж целых 20-ти (двадцати) депутатов-инициаторов законопроекта. Все они – такие себе «ноунэймы», преимущественно из фракции «слуг народа», несколько разбавленных разными «довірами» и прочими «за-майбахами».
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он защищает права и интересы добросовестного приобретателя, хотя, как сказано выше, «добросовестность» отнюдь не является необходимым условием защиты.
В частности, норматив предусматривает, что если с даты проведения государственной регистрации права частной собственности на государственное или коммунальное недвижимое имущество прошло более 10 лет, то государство или община не могут вернуть это имущество.
Также отмечается, что если суд примет решение о возвращении земли в пользу государства или территориальной общины (если прошло до 10 лет), то одновременно он должен решить вопрос компенсации рыночной стоимости такого имущества его владельцу. Для этого суд принимает решение о возврате имущества государству только при условии предварительного внесения органом государственной власти или местного самоуправления рыночной стоимости имущества на депозитный счет суда.
Еще раз, если кто-то не понял. Если земля была присвоена незаконно, и суд ее вернул в государственную или коммунальную собственность, то государство или территориальная община должны компенсировать ворью рыночную (!) стоимость земли из соответствующего бюджета, причем эти деньги должны быть помещены на депозит суда.
Мало того, что постановка вопроса об оплате при возврате краденного – это вообще нечто запредельное, есть еще один нюанс.
Тем, кто хотя бы очень отдаленно представляет себе бюджетные процессы в Украине, совершенно очевидно, эти деньги реально едва ли найдутся, поскольку скорее всего не были заложены при утверждении бюджетов, которое происходит в конце предыдущего года. Только если в бюджете будет перевыполнение доходной части, а также после решения соответствующего органа эти средства могут быть направлены на компенсацию, и все это крайне проблематично.
Правда, в нормативе отмечается, что его действие не распространяется на случаи, если имущество принадлежало к объектам критической инфраструктуры, объектам государственной собственности, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства, объектам культурного наследия, которые не подлежат приватизации, и объектам природно-заповедного фонда.
Целый ряд лоббистских структур поддержали норматив, в частности, Союз украинских предпринимателей (СУП), Федерация работодателей Украины (ФРУ), Европейская Бизнес-Ассоциация (ЕБА).
Например, в ФРУ отметили, что ранее инвесторы, бизнес и граждане сталкивались с риском потери имущества из-за претензий государства, касающихся событий многолетней давности, а принятый закон «наконец устраняет эту правовую неопределенность, уменьшает риски для инвестиций и обеспечивает стабильность в ведении бизнеса».
Вопрос законности присвоения земли, как видим, эти структуры стыдливо обходят вниманием.
Вместе с тем, многие эксперты и граждане выступили против принятия закона, справедливо считая, что он легализует недобросовестные сделки с недвижимым имуществом.
Согласно действующего законодательства, 17 марта была создана петиция о наложении вето на данный законопроект.
Петиция набрала необходимые по закону для рассмотрения 25 тысяч голосов, однако законопроект все равно был подписан Зеленским. Это один из вопросов, на который ему придется в будущем отвечать.
В петиции отмечается, что законопроект направлен на защиту недобросовестных приобретателей – тех, кто незаконно, через подставных лиц, получил в частную собственность земли, принадлежащие государству и территориальным общинам: леса, водоемы и прибрежные полосы, памятники археологии, земли обороны, которые одновременно могут быть лесами, земли природно-заповедного фонда.
В петиции отмечается то, о чем сказано выше: «Сейчас такие земли возвращаются в судебном порядке государству и территориальным общинам. Законопроект №12089 ограничивает срок, в течение которого незаконно отчужденные земли можно будет вернуть в государственную и коммунальную собственность. Кроме того, необходимо будет за бюджетные средства оплатить незаконным владельцами рыночную стоимость таких земельных участков!»
Очевидно, что этот, с позволения сказать, закон, позволяет легализовать земельные схемы. Для чего он, скорее всего, и продвигался с такой невообразимой в наших краях скоростью.
Ведь получая в собственность актив, который законно приобретен быть не может, «добросовестный приобретатель» прекрасно это понимает. Но принятый норматив позволяет ему узаконить со временем незаконно полученную собственность.
Кроме того, норматив не учитывает, что границы земель природоохранного фонда или культурного наследия часто не определены четко и не зафиксированы в Государственном земельном кадастре. В результате, государство полностью теряет механизмы возврата этих активов в свою пользу.
Кроме того, юридическое управление парламента в своих выводах указало, что предложенные в законопроекте формулировки могут усложнить возвращение имущества и земель на временно оккупированных РФ территориях Украины. Но мнение парламентских экспертов традиционно было проигнорировано в интересах тех, кто продвигал этот норматив.
Кроме того, принятие норматива угрожает экологической безопасности, противоречит принципам справедливости, поскольку природные ресурсы принадлежат всем гражданам Украины, и они должны оставаться в государственной или коммунальной собственности в интересах нынешнего и будущих поколений. Норматив создает возможность отчуждения государственной и коммунальной собственности (прежде всего, лесов, водных объектов и т.п.) в пользу частных лиц.
Этому способствует ограниченный доступ к Государственному земельному кадастру из-за режима военного положения, что создает широкие возможности для незаконного захвата земель, в том числе лесного фонда, находящегося на балансе государства и общин.
Поэтому протаскивание норматива именно сейчас, когда идет жесточайшая война, конца которой не видно, является проявлением особого цинизма и подлости.
