1 марта 2023 года знаменитом альбому британской группы Pink Floyd исполняется 50 лет. Полувековой юбилей этого выдающегося явления сам по себе есть событие, достойное внимания даже в нынешние тяжелые времена. Но война в Украине дивным образом подогрела и вывела на публику давнюю вражду двух лидеров Pink Floyd Дэвида Гилмора и Роджера Уотерса. Поскольку оба они с молодых лет считают себя приверженцами левых политических идей, эта вновь вспыхнувшая на почве различного отношения к войне в Украине вражда высветила проблему не всегда адекватной оценки нашей войны в третьем мире и многими левыми, что продемонстрировал, к огромному сожалению, Роджер Уотерс.
Но к различиям во взглядах лидеров легендарной группы на войну в Украине вернемся позднее, отметив лишь предварительно, что, вопреки раздутым в медиа совершенно несправедливым и просто манипулятивным обвинениям, Уотерс точно также осуждает Путина за развязанную войну и уж точно не является «рупором Кремля», тем более не «продался Москве», как любит кричать разного рода «патриотическая шариковщина». Но его отношение к развернувшейся в нашей стране трагедии, к сожалению, носит отпечаток такого себе инфантильного пацифизма и антиамериканизма, которым страдают очень многие современные левые. Об этом шла речь в публикации «Псевдолевые режимы и жертвы неоколониализма на подтанцовке у Путина». Достаточно сказать, что инфантилизмом в отношении войны в Украине страдают такие известные фигуры в мировом левом политическом спектре, как новый-старый президент Бразилии Лула да Сильва и американский философ и лингвист Ноам Хомский, а недавно в этом качестве отметилась еще одна достаточно знаковая фигура – 93-летний Юрген Хабермас, считающийся последним представителем неомарксистской Франкфуртской школы, в которую в свое время входили такие фигуры, как толкователь авторитаризма Теодор Адорно, гуру молодежных бунтов 1960-х Герберт Маркузе, а главное – Эрих Фромм, по мнению автора этих строк, один из величайших мыслителей ХХ века. И если даже такие топовые умы и/или политики, как Хомский, Хабермас или да Сильва озвучивают благоглупости о том, что для достижения мира в Украине следует прекратить поставки в нее оружия и заставить Зеленского срочно начать переговоры с Путиным без всяких предварительных условий в виде вывода российских войск из Украины, то что говорить о бывшем лидере группы Pink Floyd Роджере Уотерсе, даже если он является автором глубоких текстов всех концептуальных альбомов группы.
Но к политическим аспектам, связанным с группой и войной в Украине вернемся ниже, а сейчас обратимся, собственно, к альбому, самой группе, ее лидерам и их вражде, которая началась не сейчас, а лет этак 40-45 назад, а сейчас лишь разгорелась вновь на почве различного понимания войны, учиненной Путиным в нашем отечестве.
Творчество Pink Floyd: от пагубных привычек к глубокому содержанию
Творчество группы Pink Floyd, основанной 1965 году, как у многих рокеров, начиналось в состоянии алко-нарко-абстинентного синдрома, но со временем дурь выветрилась, а творчество обрело острую социальную и пронзительную философскую направленность, являющуюся ярчайшей отличительной чертой Пинков. Вообще, по мнению автора этих строк, расставание с наркозависимым сооснователем группы Сидом Барретом (Roger Keith «Syd» Barrett, 1946-2006) пошло группе на пользу, пусть даже он и Crazy Diamond…
Как пошло на пользу выдвижение в лидеры и идеологи группы бас-гитариста Роджера Уотерса (George Roger Waters, 1943), а также выдвижение на лидирующие позиции Дэвида Гилмора (David Jon Gilmour, 1946), вокалиста и одного из величайших гитаристов-виртуозов.
Именно такой, сформировавшейся к концу 1960-х годов состав, в который входили также ударник Ник Мейсон (Nicholas Berkeley Mason, 1944) и клавишник Рик Райт (Richard William Wright, 1943-2008) сделал мало известную экспериментальную «психоделическую» группу знаменитой, прежде всего, благодаря так называемой «золотой серии концептуальных альбомов» 1970-х годов, автором концепции и текстов которых выступил преимущественно Роджер Уотерс.
Ведь Pink Floyd – это – first of all ! – The Dark Side of the Moon (1973), Wish You Were Here (1975), Animals (1977), The Wall (1979). То есть та самая серия концептуальных альбомов, отдельные композиции которых объединены в одно целое общими идеями. Поэтому достаточно бессмысленно слушать по отдельности композиции из The Dark Side of the Moon… А тем более из «Зверей» (Animals), которые построены на мотивах оруэлловского «Скотного двора».
В этом же ряду стоит резко антивоенный альбом The Final Cut (1983), в котором главным идеологом и автором в последний раз выступил Уотерс, ушедший после выхода этого альбома из группы. Собственно, он даже не ушел, а единолично принял решение о роспуске группы. Но с волюнтаристским решением Уотерса не согласился Гилмор, заявивший, по слухам, что он не для того отдал 20 лучших лет своей жизни, что вот так взять и разбежаться только потому, что так решил Уотерс, деятельность которого в группе, начиная с середины 1970-х обретала все более диктаторские черты.
Попытки разбирательств между участниками группы завершились в 1987 году примирением сторон с рядом взаимных уступок — Гилмор и Мейсон сохранили право на использование названия группы, а Уотерсу уступили исключительные права на концепцию концертного представления The Wall и различные спецэффекты
Результатом «гилморовского» творческого периода группы стал альбом A Momentary Lapse of Reason (1987), в котором был утрачен присущий во времена Уотерса концептуальный принцип построения. Он состоял из не связанных между собой композиций, а его тексты, сочиненные Гилмором, который никогда не был силен в эпистолярном жанре, поддавались критике, равно как и музыка, хотя, если откровенно, такая критика представляется более чем сомнительной, а некоторые композиции, например, Sorrow и Learning to Fly следует отнести к золотому фонду. Затем был альбом The Division Bell (1994), в котором была возрождена концептуальность, а тексты ничуть не хуже тех, что были во времена Уотерса, потому что в их сочинении принимала участие вторая супруга Гилмора – писательница, поэтесса и журналистка Полли Сэмсон (1962).
Наконец, последним, пятнадцатым по счету альбомом стал The Endless River (2014), основанный на записях, сделанных во время работы над альбомом The Division Bell при жизни и активном участии покойного клавишника Рика Райта, покинувшего этот мир в 2008 году. Последний альбом The Endless River посвящен Райту.
Если говорить об идеологии группы, то после окончания периода психоделики и поисков, то есть начиная с альбома The Dark Side of the Moon тексты, музыка, содержание и смыслы Pink Floyd обрели сильную социальную окраску и остроту стараниями сначала Уотерса, а затем и Гилмора.
Что касается музыкального стиля, то Pink Floyd украшают эпитетами типа «прогрессивный рок», «симфо-рок», «арт-рок», «эйсид-рок», «спэйс-рок» еще как-то…
По мнению автора этих строк, Pink Floyd – это именно и только Pink Floyd…
Only Pink Floyd… Just The Dark Side of the Moon Pink Floyd… Just only Pink Floyd !
Немного о названии группы. Оно было дано еще во времена Сида Баррета по именам двух блюзовых музыкантов Пинка Андерсона и Флойда Каунсила , чьи пластинки имелись в коллекции Барретта.
Альбом, сделавший Pink Floyd
Теперь, собственно, об альбоме The Dark Side of the Moon.
Начать, пожалуй, стоит со знаменитого логотипа Pink Floyd, на котором изображено такое известное из курса школьной физики явление, как разложение белого луча света в призме на спектр цветов или, наоборот, сбор той же призмой спектра в единый белый луч. Кстати, если внимательно присмотреться, то в спектре на логотипе имеется только шесть цветов, вместо семи. Почему-то не хватает синего цвета, и найти этому какое-либо объяснение не удалось.
Сначала это была картинка на обложке винилового диска, которая со временем стала знаменитым на весь мир и хорошо узнаваемым логотипом.
Что касается записей этого альбома, то в сети их можно найти множество. Лично автору больше импонирует запись по указанной ссылке. Прежде всего, это студийная запись, то есть наиболее чистая и выверенная, лишенная всяческих изъянов, которые неизбежно присутствуют в записях прямых эфиров, тем более при большом стечении народа. Кроме того, студийка обычно имеет наиболее отточенную и совершенную аранжировку, которая чаще всего теряется при массовых выступлениях, особенно на стадионах и вообще в больших аудиториях вживую. Наконец, запись по ссылке имеет разбивку с названиями отдельных фрагментов, входящим в альбом.
Что касается текстов композиций, автором которых, повторим, был преимущественно Роджер Уотерс, то различных вариантов их переводов в сети достаточно.
Итак, альбом The Dark Side of the Moon, то есть Темная Сторона Луны, хотя в наших краях его часто переводят как Обратная Сторона Луны. Это восьмой студийный альбом Pink Floyd, который был выпущен 1 марта 1973 года. Он считается самым успешным альбомом группы, превратившим Pink Floyd в явление мирового масштаба. Это один из самых продаваемых альбомов в истории звукозаписи — общее число проданных экземпляров превышает 45 миллионов. Будучи проданным в Великобритании в количестве 4 114 000 копий, альбом входит в британскую десятку самых продаваемых альбомов в стране, занимая восьмое место. Альбом оставался в Top 200 США 742 недели, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 год, несколько раз попадая на первое место!!! Является одним из наиболее известных концептуальных альбомов прогрессивного рока.
Альбом был записан в период с июня 1972 года по январь 1973 года в Лондоне в той самой студии компании EMI Abbey Road, в которой записывались многие знаменитости, включая The Beatles. В сочинении музыкального материала и продюсировании принимали участие все музыканты группы, а тексты к песням написал, повторим, Роджер Уотерс.
Определенным откровением служит то обстоятельство, что, несмотря на название и такой себе «космический антураж», содержание и смысл альбома не имеет ничего общего с космосом. Последнее обстоятельство стало определенных откровением для автора этих строк, начавшего свое знакомство с творчеством группы в «глубоких» 1970-х и вовсе с альбома Animals, и лишь позднее попалась запись The Dark Side of the Moon на тогдашней бобине с магнитофонной лентой, потому что даже кассеты и кассетные магнитофоны в те времена еще были экзотической новинкой, войдя в массовое применение уже позднее.
Тот факт, что к космосу этот альбом не имеет особого отношения, за исключением разве вариаций на тему Луны, казался удивительным, поскольку работа и выпуск альбома совпали с лунной эпопеей в американской космонавтике, начавшейся в 1969 году первой высадкой астронавтов на спутник Земли. Правда, уже в 1972 году состоялся последний из шести полетов.
Все композиции альбома объединены темой влияния на человека безумия, тревоги и отчуждения, уходящей корнями в историю группы и связанной прежде всего с трагической судьбой бывшего лидера группы Сида Барретта. Альбом создавался с использованием последних достижений звукозаписывающей техники начала 1970-х годов, включая мультитрекинг и аналоговые синтезаторы (цифровая электроника тогда была еще слабо развита), а также различные эффекты с магнитными записями. Работавший над альбомом звукоинженер Алан Парсонс был номинирован на премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».
Кстати, «изюмом» альбома является также тот факт, что в работе над ним участвовала еще одна «звезда первой величины» – Алан Парсонс (Alan Parsons, 1948), британский музыкант-мультиинструменталист, звукорежиссёр, продюсер, работавший также с Полом Маккартни и другими знаменитостями, а также известный собственным музыкальным проектом The Alan Parsons Project.
Говоря о соотношении названия и смысла альбома, Дэвид Гилмор позднее заявил: «Заглавие — это не влияние астрономии, а аллюзия сумасшествия».
Для лучшего восприятия этой аллюзии следует знать, что по-английски «Lunacy» – означает «безумие», «сумасшествие».
Объединяющей темой для всех композиций стал гнёт различных обстоятельств и явлений современной жизни на человека. На этапе зарождения замысла альбома Роджер Уотерс в одном из интервью объяснял: «Мы можем сделать цельную вещь о том давлении, которое, как мы почувствовали на собственной шкуре, доводит человека до предела; о прессинге, заставляющем зарабатывать кучу денег; о понятии времени, которое бежит слишком быстро; о структурах власти — таких, как церковь или государство; о насилии; об агрессивности».
Для каждой композиции альбома музыканты выбрали определённую тему, причём некоторые темы были раскрыты без стихов Роджера Уотерса, только при помощи музыки. В тексте песни «Breathe» («Дыши») было отражено сопровождаемое соответствующими проблемами «начало жизни в социальном плане». В композиции «On the Run» («Бегство»), как считается, Роджер Уотерс передал квинтэссенцию состояния паранойи и/или страх перед полетами. В песне «Time» («Время») отражён страх приближения старости, в то время как жизнь проходит мимо. Композиция «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу в небесах») выражает обращение к смерти. Начинающаяся со звуков открываемого кассового аппарата и звона монет «Money» («Деньги») высмеивает человеческую жадность (по иронии судьбы, песня была издана в США в формате сингла, занявшего 13-е место в хит-параде и ставшего коммерчески успешным). Текст композиции «Us and Them» («Мы и они») отражает антивоенные и антииерархические настроения Роджера Уотерса, а также затрагивается судьба отца Роджера Уотерса, погибшего на войне, поскольку сурово критикует генералов, которые, готовясь к военным действиям, забывают, что «линия фронта, проведённая от края до края»(the lines on the map moved from side to side) — это тоже люди». «Brain Damage» («Повреждение головного мозга») описывает психическое расстройство на почве огромной популярности и успешности. Завершающая композиция «Eclipse» («Затмение»), завершая альбом не на столь мрачной ноте, говорит о том, что все в этом мире существует в гармонии под Солнцем, но часто Луна затмевает его и оканчивается констатацией: «На самом деле, у Луны нет темной стороны, поскольку она вся темная».
Считается, что, будучи единственным автором текстов альбома, Роджер Уотерс, использовал The Dark Side of the Moon не только как «средство для осуществления своих концептуальных амбиций», но и как «рупор для обнародования своего личного мировоззрения», критикуя существующий миропорядок и пропагандируя человеческие ценности.
Главные действующие лица и исполнители: Дэвид Гилмор
Чтобы лучше понять истоки и смысл вражды лидеров группы, обострившейся на почве различного отношения к войне в Украине, следует ближе познакомиться с Гилмором и Уотерсом.
Повторим, что оба они с молодости считают себя политически левыми в духе военного и послевоенного времени, а также тенденций их молодости, пришедшейся на 1960-е годы с молодежными бунтами, движением хиппи, впечатляющими успехами СССР и так далее.
При этом в настоящий момент состояния обоих лидеров группы исчисляются десятками, даже сотнями миллионов. Они значатся в числе наиболее богатых звезд рок-музыки и эстрады. И оба они активнейшим образом занимаются благотворительностью, жертвуя огромные суммы на различные социальные проекты.
Дэ́вид Джон Ги́лмор (David Jon Gilmour, род. 6 марта 1946 года) известен не только как композитор, гитарист, вокалист и один из лидеров Pink Floyd, но также как активнейший участник в благотворительной деятельности. В 2003 году он был произведен в чин Командора ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности, а также награждён премией «Выдающийся вклад» на церемонии Q Awards 2008. Неоднократно занимал первые строчки в рейтингах величайших гитаристов мира, а 2009 году получил диплом доктора искусств в Кембридже, хотя в молодости бросил учебу в колледже и формального образования так и не получил.
Гилмор родился в Кембридже. Его отец, Дуглас Гилмор, был преподавателем зоологии в Кембриджском университете. Мать, Сильвия, работала учительницей и монтажёром. Родители Гилмора, по его словам, были «образцовыми читателями Manchester Guardian», социалистами и избирателями Лейбористской партии. Сын унаследовал левые политические симпатии родителей.
С будущими участниками группы Дэвид познакомился во время учебы в Кембридже, но к группе он присоединился позднее всех, 1967 году, и поначалу обычно исполнял гитарные партии Сида Барретта, когда лидер группы был не в состоянии принимать участие в живых выступлениях группы из-за прогрессировавших проблем со здоровьем.
По мере роста авторитарного стиля поведения Уотерса, между ним и Гилмором начали ухудшаться отношения со второй половины 1970-х, окончательно обострившись во время съёмок фильма The Wall и записи альбома группы The Final Cut в 1983 году.
После своего «полураспада» единственный раз группа выступила в полном классическом составе, включая Гилмора, Уотерса, Мейсона и Райта 2 июля 2005 года на концерте Live 8. Это выступление на время увеличило на 1343 % продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd . Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, и при этом он сказал: «Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней».
Не вдаваясь в подробности, отметим, что после ухода Уотерса именно Гилмор спас группу от исчезновения, и она формально продолжает существовать по сей день, хотя выступает крайне редко, а единственной за долгие годы, даже десятилетия новой композицией стала как раз та самая «Червона Калина», которую Дэвид Гилмор, барабанщик Ник Мейсон и тот состав, который сейчас считается группой Pink Floyd спели вместе с Андреем Хлывнюком из украинской группы «Бумбокс». Совместное исполнение «Червоной Калини» Хлывнюком и Гилмором вызвало огромный резонанс, усиленный тем мощным, фирменным гилморовским гитарным саундом, который до неузнаваемости изменил эту достаточно меланхоличную песню. Видеоролик получил духоподъемное название «Hey Hey Rise Up», то есть «Эй, эй, поднимайся».
Тот факт, что Гилмор проникся участием к войне в Украине объясняется тем, что его невестка, то есть супруга не родного, а усыновленного музыкантом во втором браке сына Чарли является этнической украинкой, соответственно, его внуки являются наполовину украинцами. Все это заставило Дэвида Гилмора обратить внимание на ужасающие подробности войны, развязанной Путиным в Украине. Насколько можно понять, мистер Гилмор не особо афиширует свою благотворительную деятельность в отношении Украины, но по данным медиа, он занимается активным сбором средств для помощи нашей стране в такое тяжелое время, за что ему огромная благодарность.
И именно война в Украине стала одной из причин вновь разгоревшийся вражды между лидерами группы Pink Floyd, поскольку Уотерс отнесся в войне, мягко говоря, несколько иначе, чем Гилмор, о чем далее.
В частности, Гилмор заблокировал доступ ко всем своим композициям на ресурсах, связанных с Россией, но Уотерс этого не сделал, а поэтому в России якобы сохраняется доступ ко всему творческому наследию группы до 1987 года, включая «золотую серию» 1970-х.
Гилмор предпочитает публично не высказываться в адрес Уотерса, но, после ряда заявлений последнего, Гилмор не удержался и опубликовал в своем твиттере ретвит поста от 6 февраля 2023 года своей супруги Полли Сэмсон, сопроводив это следующей ремаркой «Every word demonstrably true», что можно перевести как «Каждое слово есть истинная правда».
Этот ретвит имеет следующее содержание:
«Sadly @rogerwaters you are antisemitic to your rotten core. Also a Putin apologist and a lying, thieving, hypocritical, tax-avoiding, lip-synching, misogynistic, sick-with-envy, megalomaniac. Enough of your nonsense».
Это можно перевести следующим образом:
«К сожалению, @rogerwaters, вы антисемит по своей гнилой сущности. Также апологет Путина и лживый, вороватый, лицемерный, уклоняющийся от уплаты налогов, подпевающий, женоненавистник, больной завистью, страдающий манией величия. Довольно ваших глупостей».
Последняя фраза звучит как-то уж совсем по-одесски… И все это выглядит, мягко говоря, «не комильфо»…
Не беремся судить, насколько заслуженным являются обвинения Уотерса во всех остальных указанных грехах, но обвинение в антисемитизме, очевидно, обусловлено тем, что в израильско-палестинском конфликте Уотерс издавна поддерживает палестинцев, в связи с чем заявил, что отказывается выступать с концертами в Израиле.
Главные действующие лица и исполнители: Роджер Уотерс
Джордж Ро́джер Уо́терс (George Roger Waters) родился 6 сентября 1943 года в графстве Суррей, Великобритания. Он известен, не только как рок-музыкант, вокалист, бас-гитарист и поэт, но также как общественный активист и благотворитель.
После разрыва с группой Pink Floyd Уотерс занимался сольными выступлениями и студийными записями, причем на серьезные темы, в частности, это переосмысление событий Французской революции и оперы Игоря Стравинского «История солдата». Надо сказать, темы, далеко выходящие за пределы обычной тематики поп-музыки. Отмечен разного рода наградами и фигурирует на первых строчках разнообразных рейтингов
В 1990 году Уотерс стал организатором одного из самых масштабных рок-концертов в истории, The Wall Live in Berlin, с аудиторией более 450 000 человек, посвященной разрушению Берлинской стены. Что характерно, при этом Роджерс пригласил много знаменитых исполнителей, но не позвал никого из своих коллег по Pink Floyd.
С 1999 года Уотерс активно гастролирует — в 2012 году он был признан самым коммерчески успешным сольным артистом благодаря турне The Wall Live. С начала 2010-х много занимается активизмом, используя концерты в качестве политических перфомансов на злободневные темы, причем особое место в манифестах Уотерса занимает израильско-палестинский конфликт, в котором, повторим, Уотерс поддерживает палестинцев.
Роджер Уотерс был вторым сыном в семье. Его отец Эрик Флэтчер Уотерс (Eric Fletcher Waters, 1913—1944) и мать Мэри (1914—2009), школьные учителя по профессии, были коммунистами и, что характерно, набожными христианами. В дальнейшем сам Уотерс на всю жизнь сохранил левые политические взгляды.
Отец Уотерса сначала считал себя пацифистом и во время Второй мировой работал водителем скорой помощи, но затем пересмотрел свои взгляды и пошел воевать с гитлеровцами – 11 сентября 1943 года его зачислили в 8-й батальон королевских фузилеров в звании второго лейтенанта. Он был убит пятью месяцами позже, 18 февраля 1944 года, в итальянской Априлии, когда Роджеру было пять месяцев.
Утрата отца оказала огромное влияние на личность Уотерса и стала причиной его воинствующего пацифизма, часто граничащего с инфантильностью, что и привело его, скажем так, не туда, причем вроде бы из благих побуждений.
Уотерса в своих пропагандистских целях достаточно умело использовала Москва.
Началось с того, что еще в 2018 году перед своим туром по городам России Уотерс назвал Севастополь «российским городом» в интервью российскому сайту «Известия». В этом интервью Роджерс сделал ряд, мягко говоря, опрометчивых заявлений политического характера.
«Я не очень силен в геополитике. Я знаю, что Севастополь очень важен для России и россиян. Существует множество договоров и бумаг, по которым Россия имеет все права на этот город. Смена власти в Украине, спланированная Вашингтоном, просто спровоцировала Москву на дальнейшие действия», – в частности, заявил Уотерс.
Здесь ключевое: «Я не очень силен в геополитике». Мистер Уотерс, как говорится, «не зная броду, полез в воду», и это вызывает искренние сожаления.
И подобных заявлений Уотерс сделал много. Ярким примером является его интервью CNN
Не вдаваясь подробности о том, в исторических вопросах там одинаково «плывут» и Уотерс, и корреспондент, обратим внимание, что здесь Уотерс называет Байдена преступником за то, что своими поставками вооружений он якобы разжигает войну в Украине. Надо сказать, что ранее Трампу от Уотерса доставалось не меньше. В припадке инфантильного пацифизма музыкант требует «прекратить воевать», а Байдена призывает «заставить Зеленского вести мирные переговоры с Путиным».
Оправдывая Путина, Уотерс ссылается на заезженную легенду о том, что когда-то при развале СССР покойный Буш-старший якобы обещал покойному Горбачеву не расширять НАТО на восток, но НАТО подло обмануло Россию. Не вступая в дискуссию по этому поводу, отметим, что даже если это и так, то это совершенно не оправдывает нападение Путина на Украину и военные преступления и преступления против человечности, совершенные путинскими войсками в Украине, которая совершенно не угрожала Москве.
Справедливости ради следует отметить, что полномасштабную агрессию Москвы против Украины Уотерс все же назвал «преступной ошибкой».
Предварительно сказав много красивых и правильных слов о царящей в мире несправедливости, Уотерс также охарактеризовал войну Путина против Украины как «несправедливую, но спровоцированную» в ходе его выступления в ООН 8 февраля 2023 года, куда от был приглашен по предложению российской стороны.
Обратила на себя внимание перебранка Уотерса с Еленой Зеленской, которая в одном из интервью западным медиа призвала усилить поддержку Украине, чтобы война поскорее окончилась.
В ответ Уотерс через соцсети заявил:
«Если под «поддержкой Украины» вы имеете в виду Запад, который продолжает поставлять вооружение армии киевского правительства, боюсь, вы можете трагически ошибаться. Бросание топлива в виде вооружения никогда в прошлом не работало на остановку войны, и сейчас не сработает, особенно потому, что в этом случае большинство горючего бросается в огонь из Вашингтона».
В ответ Зеленская в своем Twitter написала: «Если мы сдадимся, то не будем существовать. Если РФ сдастся – война закончится. Роджерс Уотерс, вам лучше обратиться к президенту РФ за миром, а не к Украине»
К тому же, наша «патриотическая шариковщина» додумалась внести Уотерса в одиозный сайт «Миротворец» за «антиукраинская пропаганду, покушение на территориальную целостностью Украины и участие в попытках легализации аннексии Крыма Россией» на основании приведенных выше заявлений Уотерса.
Высказывания Уотерса, несомненно, сделал скандальные, но самое глупое, что можно было сделать в ответ, это внести его в столь скандальную базу данных, тем более что Уотерсу это, мягко говоря, «по барабану».
Кстати, подбирая материалы к этой публикации, автор этих строк наткнулся на информацию о том, что урожденный в Сараево всемирно известный сербско-югославский кинорежиссер боснийского происхождения Эмир Кустурица имеет весьма промосковскую позицию, а потому можно и его записать в какой-нибудь «сайт» и «послать к Путину»…
Этак придется «послать к Путину» и «записать в сайт» добрую половину всей актуальной на сегодня культурной элиты, которая, к сожалению, придерживается подобных взглядов.
Но если по уму, то, с целью привлечения в борьбе с путинской агрессией на сторону Украины максимально возможного числа обитателей планеты, следует действовать совершенно иначе, о чем далее…
Деградация левых и инфантильный антиамериканизм – что с этим делать
Чтобы понять причины часто промосковских настроений среди левых, повторим слова косовско-албанского неомарксистского интеллектуала Агона Хамзу (1984), который цитировался в публикации «Псевдолевые режимы и жертвы неоколониализма на подтанцовке у Путина».
Хамза – советник премьера Косово Альбина Курти, доцент кафедры политической философии Института социальных и гуманитарных наук в Скопье, Северная Македония, сотрудничал с известным словенским интеллектуалом марксистского толка Славоем Жижеком.
Хамза резко критикует призывы, прежде всего, левых к миру любой ценой в войне Украины против московской агрессии, говорит о глобальной деградации левых и об империалистической, фашистской сути войны, развязанной Путиным в Украине. Далее длинная цитата, которая того стоит:
«Что касается Украины, то реальность довольно проста: Россия вторглась в эту страну, вынудила десятки миллионов людей покинуть свои дома и, судя по всему, совершает преступления против мирных жителей, которые очевидно являются для нее мишенью. Именно Россия начала войну…
Это довольно удивительно, когда некоторые радикальные марксисты предлагают «понять Путина»… Невероятно, что кто-то считает Российскую Федерацию продолжением Советского Союза. Нынешняя Россия — это полное отрицание всего того, за что хотя бы номинально выступал Советский Союз. Путин, который в последнее время очень полюбил читать лекции по истории, осудил Советский Союз и Ленина, тем самым максимально отдалив себя и нынешнюю Россию от Советского Союза. Он обвинил Ленина в создании украинского народа, и его агрессия направлена против украинской нации, единство которой он не признает. Как он сказал в феврале этого года: «Начну с того, что современная Украина целиком и полностью была создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией. Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года». Вот почему Россия называет вторжение не «войной», а «специальной военной операцией…
Не так важно, определяем ли мы происходящее как геноцид или нет, если признаем, что Россия осуществляет акт агрессии. Мы стоим перед лицом настоящей катастрофы, которая лишь набирает обороты. Определения здесь мало что значат.
В отношении войн и военных интервенций существует тенденция (которая характерна не только для левых) ставить мир и стабильность выше справедливости и равенства. Люди готовы одобрить репрессии, как они уже делали и продолжают делать, основываясь на шатких моральных или нейтральных основаниях, с безопасного расстояния. Конечно, это не должно быть защитой войны, это было бы, по меньшей мере, жестоко. Но мы все должны быть очень осторожны, когда призываем к миру. На Балканах мир, который мы имеем уже более 20 лет, кажется лишь временным перемирием. Против мира мы должны настаивать на справедливости и равенстве».
Далее, в ответ на знаковый вопрос, Хамза дает не менее знаковый ответ:
«— Война поставила западных левых перед серьезным выбором. Несмотря на то, что абсолютное большинство из них осудило российскую агрессию, необходимость военной поддержки Украины поддерживает лишь меньшинство. Возможно ли совместить критику НАТО и требование военной помощи? И возможна ли в принципе последовательная солидарность с Украиной, исходя из традиционной пацифистской позиции большинства левых?
— Левое движение сегодня представляет собой «ночь живых мертвецов», так как в основном состоит из групп, которые безуспешно пытаются сохранить свое место на политической сцене. И в то же время они отчаянно претендуют на глубокое понимание политической реальности. Это касается и целых партий, и отдельных левых интеллектуалов. Отчасти это является неизбежным результатом экспансии буржуазного сознания. Вообще, можно назвать симптоматичным тот факт, что практически в каждой стране левые преимущественно рекрутируются из «среднего класса». Это важно, так как позволяет понять, почему антиамериканизм превратился для левых чуть ли не в основу их политической идентичности. Интересно, что антиамериканские настроения среди левых усиливались пропорционально «вестернизации» самих левых. Западный левеющий средний класс начинает ненавидеть свои собственные корни, и антиамериканизм приобретает значение главного доказательства того, что это не такой уж средний класс как может показаться. В этом нет ничего нового. Левоватый средний класс, как правило, ненавидит средний класс так, как будто эта горячая ненависть способна очистить его от собственного социального происхождения. Таким образом, антиамериканизм превращается как бы в форму негативной само-идентификации с Америкой. Именно потому, что левые знают, что это чувство создает их идентичность, они обращаются к Путину, о котором они до сих пор мало что знали. Что действительно интересно, я думаю, так это показать, что ни одна из этих форм защиты Путина не является искренней, высказывания в поддержку делаются издалека, с безопасного расстояния. Кажется, что никто из его защитников не знает, что он делает на самом деле — они лишь знают, что он против Америки. Левые поддерживали Асада в Сирии, Милошевича в Сербии, когда эти диктаторы занимали анти-американскую позицию. Но крайне важно, что антиамериканизм — это позиция, которую очень легко занять, находясь на безопасном расстоянии.
Одна из самых лицемерных позиций в отношении войны в Украине (то есть вторжения России в эту страну) являются обычные леволиберальные разговоры вроде «террор порождает еще больший террор», «мир имеет решающее значение, остальное можно решить потом», «с насилием нельзя бороться насилием». Но вопрос в том, кому нужен мир? Я не могу вспомнить ни одной оккупационной силы, которая бы не хотела мира — Израиль, Турция, Сербия, даже нацистская Германия, все они искренне хотели мира.
Но в Украине мир — это не вариант… Украинцы не хотят мира, они хотят освобождения. А Путин, как захватчик, хочет мира. Все пацифисты, призывающие к «миру любой ценой», не только деполитизируют суть дела, но, в конечном счете, встают на сторону угнетателей, будь то в случае прямой войны (как на Украине или ранее на Балканах) или в других формах классовой борьбы в области экономики, политики, культуры и т.д.»
От себя добавим, что это и есть настоящая левая позиция в отношении войны Украины против путинской агрессии. Все отличное от этого, прикрывающееся левизной, есть соглашательство с империалистическими и фашизоидными устремлениями Путина и его клики, и в этот грех впал, в том числе, и самобытный Роджер Уотерс, которому в сентябре нынешнего года исполнится 80 лет.
Более того, в мире существует огромная «антиамериканская улица» численностью, как минимум, половина населения планеты. В причины антиамериканских настроений вдаваться не будем, но отметим, что причин этих существует масса, одного Вьетнама более чем достаточно…
В свою очередь, негативное отношение «глобальной антиамериканской улицы» к Штатам, которые сейчас являются главным союзником Украины и благодаря которому Украина смогла выстоять, в значительной мере переносится на Украину, а фашизоидный и агрессивно-империалистический режим Путина воспринимается в качестве «борца с американским империализмом». В результате, многие страны Третьего мира оказываются враждебными Украине, которая ведет справедливую против агрессии московского империализма, о чем шла речь в публикации «Путинская агрессия в Украине и многополярный мир».
В свою очередь, такие персонажи, как Роджер Уотерс, Эмир Кустурица и прочие с аналогичной позицией выражают мнение значительной части «антиамериканской улицы». Обвинять их в том, что они, дескать, продались Москве, просто глупо, поскольку они обычно являются людьми известными и состоятельными. Как правило, эти личности относятся к категории так называемых «честно заблуждающихся».
Поэтому следует их не «посылать к Путину» и не записывать в разного рода сайты сомнительного происхождения, а хотя бы постараться привлечь на свою сторону.
Например, от имени народа Украины их можно было бы пригласить в Украину, провести им «экскурсию по местам «боевой славы» путинских орков», познакомить со свидетелями преступлений путинской орды, показать развалины и следы этих преступлений…
Думается, что хотя бы часть из этих известных личностей изменила бы свое мнение и помогла усилить поддержку Украины в мире, усилив, тем самым, давление на Москву…
Это если действовать с умом…
Такие вот мысли приходят в юбилей знаменитого альбома группы Pink Floyd под нетривиальным названием The Dark Side of the Moon, которому 1 марта 2023 года исполняется ровно 50 лет…