Западные медиа по-прежнему отмечают, что санкции пока не особо сильно затронули экономику России, по крайне мере, они не привели к резкому падению уровня жизни рядовых граждан. И львиная доля вины здесь лежит на Европе, которая, с одной стороны, борется с Москвой посредством санкций, а с другой стороны, всячески поддерживает экономику России, покупая тем или иным способом российское сырье, прежде всего, нефть по нынешним существенно возросшим ценам. Но перспективы у экономики России достаточно мрачные, по крайней мере, если верить тем прогнозам, которые, по сведениям западных источников, ложатся на стол правительству России.
Это лишний раз заставляет констатировать, что санкции если и воздействуют на Россию, то только в достаточно отдаленной перспективе. А потому они едва ли особо помогут Украине в противостоянии агрессору, а также в том, чтобы, наконец, довести развязанную Путиным войну до победного для Украины окончания.
Используя музыкальную терминологию, ситуацию в российской экономике можно рассматривать с точки зрения нынешнего «мажора» и прогнозируемого «минора».
В мажоре
В точки зрения продолжающегося пока «мажорного» состояния экономики России весьма показательной является августовская нынешнего года публикация агентства Reuters под красноречивым названием «Meltdown averted but six months on, Russians face economic pain», то есть «Кризис предотвращен, но через шесть месяцев россияне столкнутся с экономическими трудностями».
В публикации говорится о том, что российская экономика избежала краха, который ей предрекали после 24 февраля. Повышение цен на экспорт нефти смягчили влияние санкций и кризиса в мировой экономике, вызванного войной в Украине. Высокие мировые цены на энергоносители помогли Кремлю сократить бедность и неравенство, несмотря на сокрушительные западные санкции и инфляцию.
От себя отметим, то определение «сокрушительные» по отношению к санкциям выглядит весьма сомнительным.
Изначально ожидалось, что экономика РФ сократится более чем на 12% в текущем году, что превысило бы падение производства, наблюдавшееся после распада СССР и во время финансового кризиса 1998 года. Теперь же министерство экономики России ожидает сокращение на 4,2%.
Высокие мировые цены на энергоносители помогли Кремлю сократить бедность и неравенство, несмотря на сокрушительные западные санкции и инфляцию. Некоторые экономисты сравнили текущую ситуацию с пандемией COVID-19, когда власти увеличили выплаты наиболее уязвимым к кризису слоям населения.
Положительное сальдо РФ, то есть разница в стоимости экспорта и импорта, увеличилось более чем втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые семь месяцев 2022 года до рекордных 166,6 миллиарда долларов. Это стало возможным из-за того, что доходы резко выросли, а импорт сократился из-за санкций.
По данным министерства экономики, инфляция, которая взлетела до 20-летнего максимума в 17,8% в апреле, к концу года составит 13,4%. Жесткий контроль за капиталом помог укрепить рубль более чем на 25%, что в свою очередь помогло обуздать инфляцию и остановить панические покупки.
Официальные данные показывают, что потребительские цены в России в этом году выросли на 10,7% по сравнению с ростом на 4,7% за тот же период 2021 года. По данным Росстата, с начала года цены на отдельные виды товаров выросли почти в половину и это отразилось на незащищенных слоях населения.
В то же время, для многих россиян за последние шесть месяцев мало что изменилось – они отдыхают за границей, покупают западные товары, жалуются на инфляцию, смотрят телевизор и поддерживают Путина.
Учитывая, что цены на энергоносители останутся высокими, даже несмотря на то, что страны ЕС пытаются отказаться от российского газа и нефти, государственная казна продолжит пополняться.
О том, что санкции и кризис пока что не особо затронули экономику России говорится в публикации от 6 сентября немецкого издания Spiegel «Russland nimmt mehr mit Energie ein, als es für den Krieg ausgibt», то есть «Доходы РФ от продажи энергоресурсов значительно превышают расходы на войну».
В публикации со ссылкой на данные финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), утверждается, что с 24 февраля по 24 августа Россия получила от продажи энергоресурсов 158 миллиардов евро, но при этом российские расходы на войну оцениваются в 100 миллиардов евро.
Крупнейшим покупателем российских углеводородов являлся Евросоюз, потративший на них 85 млрд евро. На втором месте – Китай, который приобрел российского сырья на 35 млрд евро.
Среди стран ЕС крупнейшим клиентом России стала Германия, заплатившая 19 миллиардов евро. Таким образом, Германия стала вторым по величине покупателем российского ископаемого топлива в мире после Китая.
Отмечается, что, несмотря на падение объемов экспорта энергоресурсов, Россия все еще получает рекордные прибыли от ископаемого топлива.
«Чтобы бороться с этим, правительства должны ввести пошлины или ограничения цен на импорт из России и ускорить меры по энергосбережению. Прежде всего, необходимо сократить потребление нефти и газа путем ускорения использования чистой энергии и электрификации с помощью тепловых насосов и электромобилей», – подчеркивают эксперты CREA.
Таковыми пока что являются реалии «санкций», которые оказались банально не просчитанными должным образом. А главное, существующие лазейки позволяют Москве эти санкции обходить с той или иной степенью успешности.
В миноре
Но перспективы российской экономики видятся далеко не такими радужными, о чем свидетельствует закрытый доклад правительства России, который оказался в распоряжении агентства Bloomberg.
В документе говорится, что Россия может столкнуться с более длительной и глубокой рецессией из-за санкций Запада, которые угрожают важным секторам российской экономики.
Два из трех представленных в отчете сценариев показывают, что в следующем году спад ускорится, а экономика вернется на довоенный уровень только в конце десятилетия или позже.
«Инерционный» сценарий предполагает, что в следующем году экономика достигнет дна на 8,3% ниже уровня 2021 года, в то время как «стрессовый» сценарий устанавливает минимум в 2024 году на 11,9% ниже уровня прошлого года.
В докладе подробно рассказывается о том, что Россия сегодня столкнулась с «блокадой», которая «затронула практически все виды транспорта».
По оценкам авторов доклада, к 2025 году страну могут покинуть до 200 тысяч специалистов в области информационных технологий.
Далее приведем несколько отредактированный перевод посвященной этому докладу публикации агентства Bloomberg под заголовком «Russia Privately Warns of Deep and Prolonged Economic Damage. Confidential document contrasts with upbeat public statements.
Report says key sectors face sharp drop in output, brain drain», то есть «Россия в закрытом порядке предупреждает о глубоком и длительном экономическом ущербе. Конфиденциальный документ контрастирует с оптимистичными публичными заявлениями. В отчете говорится, что в ключевых секторах наблюдается резкое падение производства, утечка мозгов».
«Россия может столкнуться с более длительной и глубокой рецессией по мере того, как влияние американских и европейских санкций будет распространяться, нанося ущерб секторам, на которые страна годами опиралась в своей экономике, говорится во внутреннем отчете, подготовленном для правительства.
Документ, являющийся результатом многомесячной работы официальных лиц и экспертов, пытающихся оценить истинное влияние экономической изоляции России из-за вторжения президента Владимира Путина в Украину, рисует гораздо более мрачную картину, чем официальные лица обычно рисуют в своих оптимистичных публичных заявлениях. Bloomberg ознакомился с копией отчета, подготовленного для закрытой встречи высших должностных лиц 30 августа. Люди, знакомые с обсуждением, подтвердили его подлинность.
Два из трех представленных в отчете сценариев показывают, что в следующем году спад ускорится, а экономика вернется на довоенный уровень только в конце десятилетия или позже. «Инерционный» сценарий предполагает, что в следующем году экономика достигнет дна на 8,3% ниже уровня 2021 года, в то время как «стрессовый» сценарий устанавливает минимум в 2024 году на 11,9% ниже уровня прошлого года.
Все сценарии предполагают усиление давления санкций, и к ним, вероятно, присоединится все больше стран. В докладе говорится, что резкий отказ Европы от российских нефти и газа может также ударить по способности Кремля обеспечивать свой собственный рынок.
Помимо самих ограничений, которые охватывают около четверти импорта и экспорта, в отчете подробно описывается, как Россия сейчас сталкивается с «блокадой», которая «затронула практически все виды транспорта», что еще больше ограничило экономику страны. Технологические и финансовые ограничения усиливают давление. По оценкам отчета, до 200 000 ИТ-специалистов могут покинуть страну к 2025 году, что является первым официальным прогнозом увеличения утечки мозгов.
Публично официальные лица заявляют, что удар от санкций оказался меньше, чем опасались, с сокращением, возможно, менее чем на 3% в этом году и еще меньше в 2023 году. Положение в экономике остается лучше, чем ранее ожидалось.
Экспорт
В документе содержится призыв к ряду мер по поддержке экономики и дальнейшему ослаблению воздействия ограничений, чтобы экономика восстановилась до довоенного уровня в 2024 году и после этого неуклонно росла. Но эти шаги включают в себя многие из тех же мер по стимулированию инвестиций, которые правительство рекламировало в течение последнего десятилетия, когда рост в значительной степени застопорился даже без санкций.
По сообщению ТАСС, отвечая на вопрос об отчете, министр экономики Максим Решетников назвал прогнозы «аналитическими оценками, которые мы использовали для расчета того, что произойдет, если мы не будем сопротивляться, ничего не делать».
«В связи с ограниченным доступом к западным технологиям, волной изъятия иностранных корпораций и демографическими препятствиями потенциальный рост страны должен сократиться до 0,5–1,0% в следующем десятилетии. После этого он сократится еще больше и к 2050 году опустится чуть выше нуля. Россия также будет становиться все более уязвимой перед падением мировых цен на сырьевые товары, поскольку международные резервы больше не служат буфером». – полагает Александр Исаков, экономист по России из Bloomberg.
В отчете содержится предупреждение о том, в течение следующих года или двух будет иметь место снижение объемов производства в ряде ориентированных на экспорт секторов, от нефти и газа до металлов, химикатов и изделий из дерева. Хотя позже возможен некоторый отскок, «эти сектора перестанут быть драйверами экономики».
Согласно отчету, полное прекращение поставок газа в Европу, главный экспортный рынок России, может обойтись в 400 миллиардов рублей (6,6 миллиарда долларов) в год в виде недополученных налоговых поступлений. Полностью компенсировать потерянные продажи новыми экспортными рынками не удастся даже в среднесрочной перспективе.
Удар по нефтяному сектору
В результате, добычу придется сократить, что ставит под угрозу цели Кремля по расширению внутренних поставок газа, говорится в отчете. Отсутствие технологий, необходимых для заводов по производству сжиженного природного газа, является «критическим» и может препятствовать усилиям по строительству новых.
Планы Европы по прекращению импорта российских нефтепродуктов (в прошлом году на них приходилось около 55% экспорта) могут привести к резкому сокращению производства, в результате чего на внутреннем рынке также не будет топлива.
В отчете говорится, что производители металлов теряют 5,7 миллиарда долларов в год из-за ограничений.
В докладе предупреждается, что если мировая экономика скатится в рецессию, Россия может столкнуться с дальнейшим сокращением экспорта, причем спрос на ее продукцию упадет в первую очередь. Это может спровоцировать падение рубля и всплеск инфляции.
Важнейший импорт
Что касается импорта, то «основной краткосрочный риск — это приостановка производства из-за нехватки импортного сырья и комплектующих». В долгосрочной перспективе невозможность ремонта импортного оборудования может навсегда ограничить рост, говорится в отчете. Причем «альтернативных поставщиков для некоторых важнейших импортных товаров просто нет».
Согласно отчету, даже в сельскохозяйственном секторе, где Кремль рекламирует свои усилия по замещению иностранных поставок, зависимость от ключевых факторов производства может вынудить россиян сократить потребление продуктов питания по мере сокращения запасов.
Ограничения на доступ к западным технологиям могут привести к тому, что Россия отстанет от существующих стандартов на поколение или два, поскольку она вынуждена полагаться на менее продвинутые альтернативы из Китая и Юго-Восточной Азии.
В докладе предупреждается, что санкции также заставят правительство пересмотреть ряд целей в области развития, которые Путин поставил перед войной, включая цели по ускорению роста населения и продолжительности жизни.
В отчете подробно описывается последствия удара от санкций по секторам экономики:
– Сельское хозяйство. Полностью 99% производства птицы и 30% производства молочного скота голштинской породы зависят от импорта. Семена для основных продуктов, таких как сахарная свекла и картофель, также в основном привозятся из-за пределов страны, как и корма для рыб и аминокислоты.
– Авиация. 95% пассажиропотока перевозится на самолетах иностранного производства, и отсутствие доступа к импортным запчастям может привести к сокращению флота по мере его выхода из эксплуатации.
– Машиностроение. Только 30% станков российского производства, а местная промышленность не в состоянии удовлетворить растущий спрос.
– Фармацевтика. Около 80% отечественного производства зависит от импортного сырья.
– Транспорт. Ограничения ЕС утроили стоимость автомобильных перевозок.
– Связь и информационные технологии. Из-за ограничений на SIM-карты к 2025 году их может не хватить в России, а к 2022 году ее телекоммуникационный сектор может отстать от мировых лидеров на пять лет».
Насколько реальными являются прогнозы, изложенные в закрытом докладе правительства России, покажет время. Прежде всего, это зависит от того, насколько все эти «санкции» действительно станут таковыми без кавычек.
И напоследок
И еще раз повторим, что пока что санкции не особо помогают Украине в войне с агрессором и в освобождении своей территории. Санкции, как становится все более очевидным, есть меры «долгоиграющие». Украина не может, истекая кровью, неся невиданные со времен Второй мировой войны человеческие и материальные потери, вести войну в течение долгих лет, ожидая, пока санкции, может быть, обвалят экономику и государство в России, а может быть и не обвалят, потому что все эти «прогнозы», мягко говоря, далеко не всегда и не во всем оправдываются.
В то же время, Украине нужны оружие и иная поддержка здесь и сейчас, чтобы поскорее нанести решающее поражение Москве, освободив наши конституционные территории.
И Запад просто обязан оказать Украине всю необходимую поддержку, потому что это и в интересах «цивилизованного Запада».
Фактически Украина своими жизнями и разрушениями, делает ту работу, которую должен был сделать Запад, и остается надеяться, что на Западе это, наконец, уяснили…