Нагнетаемая с осени прошлого года истерия на тему «Путин нападет!» дала богатые плоды. Путин пока так и не напал, но камлания о его нападении, как джинна из бутылки, вызвали целый ряд острейших финансово-экономических проблем, которые по разрушительной силе сравнимы с нападением Путина.
Паника, вызванная этой истерией, привела к выводу капиталов, преимущественно международными спекулянтами из ОВГЗ, соответственно, существенно вырос курс доллара. Кроме того, украинские долговые обязательства на финансовых рынках обесценились настолько, что первичное размещение ОВГЗ стало невозможным, хотя именно оно является для правительства одним из основных способов «сведения концов с концами».
К тому же, вслед за космическими ценами на газ, начала дорожать нефть, цены на которую подбираются к отметке 90 долларов за баррель, а некоторые аналитики предрекают в скором времени трехзначные цифры. Более того, 23 января агентство Bloomberg со ссылкой на экспертное мнение аналитиков банка JP Morgan сообщило, что нынешнее обострение ситуации вокруг Украины может привести к подорожанию нефти до 150 долларов за баррель. Насколько адекватным является подобное суждение, можно только предполагать.
Все это накладывается на другие неблагоприятные факторы, провоцирующие инфляцию и обесценивание национальной валюты в Украине. Подробно освещать эти факторы не будем, но кратко напомним, что огромная эмиссия доллара и евро в 2020 году для преодоления коронакризиса, импорт Украиной долларовой инфляции из-за рубежа, нынешнее резкое изменение политики Федерального резерва США и Евроцентробанка в виде сокращения эмиссии и увеличения учетных ставок, взлёт и последующее падение цен на ряд товаров украинского сырьевого экспорта, огромный скачок мировых цен на энергоносители, что ведет к всплеску инфляции и ухудшению платежного баланса, и так далее. К скачку цен на газ и электроэнергию, повторим, добавилось подорожание нефти, цены на которую для марки Brent на прошлой неделе превышали 88 долларов за баррель.
Истерия и ее цели
Но вернемся к истерии вокруг «нападения Путина», каковая истерия в настоящий момент является важнейшим фактором, разрушительно влияющим на валютно-финансовую ситуацию в Украине. Буквально в декабре ушедшего года в материале «Путин еще не напал, а курс гривны уже упал» () приходилось писать о том, как истерия на тему «Путин нападет!» и «Ахметов устроил заговор!» привели к существенному падению гривны. С тех пор мало что изменилось, разве только глупости по поводу «заговора Ахметова» поутихли.
Но истерия вокруг нападения Путина стала еще сильнее. Раздувают эту истерику западные, преимущественно американские медиа. В последнее время в эту кампанию активно включилась Британия, похоже, стремящаяся в обход Штатов вернуть себе частицу былого глобального влияния и не нашедшая для этого ничего лучшего, как поиграть на затянувшемся кровавом конфликте в Украине. В подробности этого информационного шабаша тоже вдаваться не будем, поскольку он сейчас нагло лезет едва ли не из каждого утюга, да это и не является темой настоящего текста.
Отметим только, эта резкое ухудшение финансово-экономического положения в Украине на руку обоим империалистическим центрам, интересы которых скрестились в Украине. Ведь ослабление и без того слабой Украины делает ее, с одной стороны, более уязвимой для агрессии со стороны Москвы, а с другой стороны, более податливой к манипуляциям в интересах внешнего управления со стороны Запада, заинтересованного в том, чтобы Украина как можно дольше оставалась полем для вялотекущего конфликта между Западом и Москвой. Суть нынешнего положения хорошо характеризуется распространенной в последнее время «шуткой черного юмора»,согласно которой «Запад готов воевать с Россией до последнего украинца». Именно этим можно объяснить нагнетание истерии вокруг предполагаемого нападения Путина, все эти слухи о вывозе посольств, все эти широко распиаренные поставки в Украину стингеров и гранатометов, которые от российской стратегической авиации и ракетного оружия спасут примерно так же, как оградка из колючей проволоки на границе. Апофеозом этого провокационного бреда стала публикация британским Форин Офисом (ни много ни мало!) личного состава некоего «правительства во главе с Мураевым», которых Путин посадит на правление в Киеве после того, как «нападет и оккупирует».
Курс доллара надуло паникой
Истерия привела к резкому росту спроса на доллары, причем на улице, так и на межбанке. Доллар в обменниках быстро перешагнул отметку 28 гривен и с некоторыми колебаниями уверенно двинулся дальше. В течение прошлой недели в обменниках некоторых банков курс продажи «зеленого» доходил до 28,40-28,60 гривен. Скупка долларов обменниками осуществлялась по курсу 28,10-28,30 гривен. Таким образом, курс достиг и местами превзошел максимальный уровень за последний год. В последний раз он доходил до отметки 28,25 гривен за доллар 23 января 2021 года.
По данным СМИ, граждане довольно активно скупают доллар. Чего уже не было достаточно давно, прежде всего, по причине падения покупательной способности населения на фоне неуклонного роста цен на товары первой необходимости и тарифов на коммунальные услуги. Сейчас же, в условиях информационного психоза вокруг нападения, рядовой гражданин хочет хоть как-то обезопасить свои сбережения «на черный день», и едва ли не единственным адекватным инструментом здесь является американский доллар, спрятанные где-нибудь под матрацем или под грушей.
На межбанковском рынке тон задавали иностранные спекулянты, которых у нас принято вежливо называть «инвесторами». На фоне паники вокруг предполагаемого нападения Путина, они выводили из страны капиталы, результатом чего стал рост курса доллара. В результате, к концу прошлой недели межбанковский курс доллара приблизился к 28,40 гривен.
По данным Нацбанка, за 20 дней января на поддержку гривны было потрачено 752 млн долларов. Только с 14 по 17 января портфель ОВГЗ у нерезидентов сократился на 944,6 млн грн, а с начала 2022 года – на 5,2 млрд грн до 86,2 млрд грн. Обратим внимание, что такой отток имел место в первой половине января, то есть во время череды новогодне-рождественских праздников, когда очень много выходных дней.
Есть данные, что из боязни потерять деньги в Украине, иностранные спекулянты скупают доллар впрок, даже еще не решив окончательно вопрос с продажей ОВГЗ, которые на внутреннем рынке продать, на самом деле, не так уж просто из-за отсутствия достаточного количества желающих их купить. Одними из главных покупателей валюты на межбанковском рынке являются Ситибанк и ING Bank, известные тем, что часто выступают в интересах международных спекулянтов.
В результате, курс доллара легко и быстро преодолел психологическую отметку в 28 гривен и устремился далее. К концу прошлой недели, курс продаж на межбанке доходил до 28,38 гривен.
Нацбанк старается, но толку в этом мало
Ситуацию не успокоили и антикризисные меры Нацбанка. Впрочем, кроме собственно выброса валюты на межбанковский рынок, единственной такой кризисной мерой центробанка стало разве что увеличение 20 января учетной ставки на 1% до 10%. Следует отметить, что увеличение учетной ставки постепенно происходит с января 2-21 года, когда эта ставка, напомним, составляла 6%, но, как видим, это не дало никаких результатов ни в плане обуздания инфляции, ни с точки зрения обеспечения курсовой стабильности.
Тем не менее, в Нацбанке подчеркивают, что ужесточение резервирования должно связать гривню и сократить ликвидность. По мнению НБУ, это должно усмирить валютных спекулянтов, которые последние недели активно раскачивают межбанк и опускают курс гривни. В тоже время чиновники решили пока не ужесточать (не снижать) норматив открытой валютной позиции, который также дает ресурс для спекуляции. Также пока решено не вводить административные ограничения на покупку валюты, поскольку в Нацбанке не считают нынешнюю девальвацию гривни критической.
В то же время Нацбанк существенно ухудшил несколько макроэкономических прогнозов:
– по размеру золотовалютных резервов – с 30,2 млрд до 29,2 млрд долларов;
– по росту ВВП – с 3,8% до 3,4%;
– по уровню инфляции – с 5% до 7,7%.
Словом, ожидания центробанка оптимистическими не назовешь.
Облигации по цене мусора и дефолт на носу?..
К тому же, кроме существенного ослабления национальной валюты, да еще на фоне огромного роста цен на энергоносители, в последние дни обострилась еще одна проблема, которую признал Нацбанк.
Сложившаяся «стрессовая» ситуация на рынках внешних заимствований привела к тому, что Украина утратила возможность привлекать капитал на внешних рынках. Как сообщил 20 января директор департамента открытых рынков Алексей Лупин, причина в том, что премия за риск украинских ценных бумаг возросла настолько, что на первичных аукционах покупать ОВГЗ никто не будет. По словам чиновника, 19 января пиковые ставки на вторичном рынке облигаций внутреннего госзайма наблюдались со ставкой 16-17%, и поэтому «рациональный инвестор» за первичный аукцион за покупкой ОВГЗ не пойдет, поскольку покупка на вторичном рынке является куда более выгодной.
К тому же, есть данные, что дисконты были и более существенными.
Чиновник выразил надежду, что это временное явление, и вскоре доходности на первичном и вторичном рынках сравняются. Но на фоне нынешней эскалации психоза вокруг Украины уверения в скором решении проблемы звучит неубедительно.
Если говорить проще, то раздутая Западом истерия вокруг вторжения Путина в Украину привела к катастрофическому обвалу курса украинских ценных бумаг. Вследствие этого, правительство в лице Минфина утратило один из важнейших инструментов сведения концов с концами в бюджетных расходах. Ведь поступления от продаж ОВГЗ использовались как для латания бюджетных дыр, так для выплаты по предыдущим тиражам долговых обязательств. А ведь недаром предупреждали, что старательно выстраиваемая в Украине пирамида ОВГЗ рано или поздно может привести к печальным последствиям.
Пока не будем ставить вопрос о дефолте, но ситуация сложилась более чем тревожная, особенно если учесть, что истерия вокруг Украины не стихает, а наоборот все более раздувается. Поэтому едва ли в ближайшее время можно ожидать стабилизации валютного и финансового рынков.