Родившийся в изгнании Рустем Лыбин вернулся на родину своих предков в Крым в середине 1990-х годов только для того, чтобы спустя почти 20 лет быть изгнанным Россией - как и его семья до него.
45-летний художник-керамист – один из тысяч этнических татар, бежавших из Крыма на материковую Украину с 2014 года, когда Москва захватила полуостров и незаконно сделала его частью России. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Agence France-Presse.
Мусульманское меньшинство выступило против захвата полуострова Россией, опасаясь повторения репрессий советского периода, таких как массовые депортации, которые выгнали родственников Скибина в Узбекистан в Средней Азии.
Сегодня многие из тех, кто бежал, говорят, что их опасения по поводу правления Кремля подтверждаются.
“Если мы посмотрим на прошлое, они сделали все, чтобы не допустить существования нашего народа”, — сказал Скибин агентству AFP в своей мастерской, обставленной богато расписанной посудой в Киеве.
“И то, что они делают сейчас, не гарантирует, что ситуация изменится. На самом деле, сейчас идут репрессии, политические заказухи, тюремное заключение”.
Большинство из примерно 300 000 татар Крыма бойкотировали спорное голосование, организованное Москвой под дулами автоматов в 2014 году по вопросу об объединении с Россией.
После захвата власти российские оккупационные власти жестко пресекли деятельность тюркского меньшинства, запретив его традиционное объединение – Меджлис, закрыв татарский телеканал и задержав активистов.
Арест в этом месяце заместителя главы Меджлиса Наримана Джеляла по обвинению в сговоре с несколькими другими активистами с целью взорвать газопровод стал последним потрясением для осажденной общины.
“Эта ситуация нанесла болезненный удар по семьям”, — сказал Скибин о репрессиях и исходе, который они вызвали.
История повторяется
Хотя сейчас он живет стабильной жизнью в столице Украины Киеве, его мать и сестра вернулись домой, а его брак распался. Опасаясь за свою безопасность, он не посещал Крым с 2017 года.
“Возможностей посетить или пересечь границу становится все меньше и меньше. Мы все хотим видеть друг друга, а нас все разлучают друг с другом”, — сказал Скайбин.
Россия, которая посадила в тюрьму более 90 татар, разумеется, отрицает обвинения в том, что аресты являются политически мотивированными, заявляя, что их целью являются только якобы исламисты или прокиевские “террористы”.
Выступая перед российскими журналистами в этом месяце, глава татарского культурного общества Эйваз Умеров назвал Крым “многонациональным” обществом, где различные группы живут в “гармонии”.
Тем не менее правление Кремля вынудило примерно 10 процентов татар покинуть Крым с 2014 года, и этот исход, который 33-летний правозащитник Алим Алиев назвал “утечкой мозгов”.
“Уехали самые активные люди: студенты, молодые специалисты, бизнесмены, политические и культурные деятели, журналисты”, — сказал соучредитель неправительственной группы “Крым SOS”.
Это судьба, которая, по словам многих членов общины, живущей на полуострове на протяжении веков, повторялась на протяжении всей их истории.
После того как царская Россия захватила Крым в 1783 году, сотни тысяч татар бежали с полуострова, спасаясь от религиозных и политических преследований.
При Иосифе Сталине их обвинили в сотрудничестве с нацистской Германией и депортировали в Среднюю Азию. Почти половина умерла от голода или болезней.
Они начали возвращаться при Михаиле Горбачеве и стали гражданами Украины после обретения независимости в 1991 году. Затем последовала российская аннексия.
“В очередной раз людей лишили возможности жить дома или посещать свой дом”, — сказал Алиев.
Скибин, в чьих работах использованы этнические татарские мотивы, увидел в своем бегстве параллели с насильственным переселением его семьи в 1944 году.
“Вы оставляете свой дом и имущество и отправляетесь в неизвестность”, — сказал он. “То, что нам рассказывали наши бабушки и дедушки, мы пережили сами”.
Мы вернемся
Татары говорят, что чувствуют себя в безопасности в Украине, но беспокоятся, что их дети и внуки забудут родной язык.
Эскендер Буджуров, родившийся в Узбекистане и бежавший из Крыма после захвата его Москвой, сказал, что Киев стал для него “вторым домом”. Но он сетует на отсутствие школ с преподаванием на его родном языке.
“Я даже не знаю, как дети от пяти до семи лет будут учить язык”, — сказал 61-летний татарин.
Татары говорят, что большинство украинцев проявляют к ним сострадание и что в стране достаточно мечетей и халяльной пищи. В этом году правительство впервые выделило средства на развитие татарской культуры.
Тем не менее многие мечтают о возвращении домой.
“Наши родители, бабушки и дедушки ждали 70 лет, чтобы вернуться”, — говорит Скайбин, художник по керамике. “И мы тоже вернемся”.