Новая статья экспорта — студенты и высшее образование

23 февраля 2018, 8:36
no image

Исход граждан из Украины увеличивается на глазах, обретая новые формы. Основной формой бегства остается трудовая миграция. Но имеют место и такие формы, как эмиграция студентов и преподавателей вузов. И если отток преподавателей можно считать одной из форм все того же заробитчанства, то нарастающий исход студентов неуклонно лишает Украину будущего.

В Министерстве образования и науки (МОН) пытаются объяснить тенденцию качеством и комфортом образования, и это справедливо, но лишь отчасти. Важнейшей причиной является общая социально-экономическая ситуация в стране. Фактически, бегство высшего образования является одной из форм депопуляции, ведущей к исчезновению Украины в ее нынешней форме и в нынешнем ее понимании.

Впрочем, в профильном министерстве намерены решать проблему стандартными бюрократическими методами, то есть путем утверждения неких новых учебных программ, методик преподавания, контроля качества знаний и прочей кабинетной рутиной, весьма далекой от жизненных реалий.

В Украине всерьез встревожены, что все больше молодежи уезжает получать высшее образование за рубеж. Министр образования и науки Лилия Гриневич уверена, что остановить отток студентов в иностранные вузы сможет повышение требований к качеству образования.

«Чем мы можем привлечь студентов, остановить их, это только ростом качества высшего образования, высшим образованием, которое направлено на ожидания рынка труда, на опережение. Чтобы повысить качество образования, мы предлагаем определить три приоритетных направления изменений: создание механизмов для обеспечения качества образования, которые все еще в Украине практически отсутствуют. Второе — интеграция в европейское пространство высшего образования и научных исследований. Третье — формирование и развитие образования на протяжении жизни, которое сегодня в Украине фактически в зачаточном состоянии», — заявила недавно Гриневич на расширенном заседании коллегии МОН по вопросам изменений в высшем образовании.

Чиновники говорят о том, что украинские вузы не привыкли к конкуренции извне, поскольку такой проблемы никогда раньше не возникало. С одной стороны, это правда. С другой — без всякой конкуренции Украина дала миру обоих Патонов. Королева, Глушко, первый в континентальной Европе компьютер, «Руслана» и «Мрію», межконтинентальные и космические ракеты, целый модельный ряд авиационных и корабельных двигателей и многое другое.

К тому же, чиновники внедряют нововведения якобы с целью улучшения качества знаний, но в реальности они только усугубляют ситуацию. Например, внедрение внешнего независимого оценивания при поступлении в магистратуру привело к тому, что очень многие выпускники бакалаврата идут далее учиться в зарубежные, часто в польские вузы. Польские университеты вообще очень неплохо «поднялись» на той вакханалии, которая имеет место в Украине как в образовании, так и социально-экономическом плане вообще.

Вполне вероятно, что основная масса, отучившись за рубежом, в Украину уже не вернется. Ситуацию обостряют искусственно созданные бюрократические сложности при так называемой нострификации, то есть легализации иностранных дипломов в Украине. Отучившись, например, в магистратуре за рубежом, выпускнику крайне сложно будет добиться того, чтобы его диплом магистра был в Украине признан в установленном порядке.

В результате, многие выпускники западных вузов не станут «заморачиваться» и останутся жить за рубежом, а страна лишится молодых и энергичных, чем еще больше углубится депопуляция, и без того чреватая исчезновением страны как таковой.

Но в министерстве, похоже, совершенно не собираются учитывать общие социально-экономические причины оттока студентов за рубеж. Тем более что министерство на социально-экономические процессы не влияет. В меру своего понимания ситуации, чиновники склонны слишком упрощать проблему.

Министр Лилия Гриневич полагает, что главной причиной бегства студентов и преподавателей в зарубежные вузы является недостаточное финансирование высшего образования в Украине. Также, по ее мнению, причинами отъезда зачастую называют забюрократизированность украинских вузов, а также нежелание вузов меняться, отвечая на вызовы времени. Гриневич полагает, что повысить качество образования возможно благодаря поступлению по результатам ВНО, единому профессиональному экзамену в магистратуру, адресному размещению государственного заказа, конкурсному распределению госзаказа в магистратуру.

Также в министерстве уповают на современное содержание образования. В связи с этим, министерство уже разработало около 200 проектов стандартов бакалавров и магистров, а в 2018 г. планируется разработка стандартов докторов философии и младших бакалавров. Но для успешной работы требуется функционирование внутренней и внешней систем обеспечения качества образования.

В связи с этим, планирует далее плодить бюрократические структуры, в частности Нацагентство по обеспечению качества высшего образования. Впрочем, чтобы внедрить стандарты уже с сентября этого года, МОН вынуждено будет взять на себя функцию согласования этих стандартов.

Правда, иные телодвижения чиновников ведут скорее к обратным результатам. Так, широко разрекламированная поддержка школьных учителей привела к тому, что их зарплаты часто больше, чем у профессоров в университетах. Это стало дополнительной причиной исхода преподавателей вузов из страны.

Опять заговорили о том, что в Украине слишком много вузов, и с этим нужно что-то делать. Об этом, в частности, высказался ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Леонид Губерский.

«Идея не очень популярная, и не все мои коллеги ее поддерживают. Все-таки у нас очень много высших учебных заведений, и в наших тем более непростых условиях — это чрезмерная роскошь. Это не позволяет сосредоточить наш интеллектуальный потенциал, распыляются государственные средства. Речь не о том, чтобы закрывать какие-то высшие учебные заведения — речь об их объединении, объединении всех усилий этих коллективов. Коллективы от этого только выиграют — кафедры будут более мощными, более мощными будут университеты. Выиграют в первую очередь студенты, потому что будет обеспечено высшее качество образования, что нам сегодня крайне необходимо. Нужно очень деликатно, но все-таки приступать к этой работе, говорить, советоваться, а не ломать через колено. Это задание стоит перед нами, и не нужно этого бояться. Нет такого количества университетов в соседних с нами странах», — полагает Губерский.

Он также отметил, что молодежь выезжает за рубеж не столько за лучшим образованием, сколько за лучшим уровнем жизни. Поэтому, сколько ни решай проблему улучшения качества образования, это никоим образом не обеспечит трудоустройство на достойных условиях в Украине.

Итак, студенты уезжают не только и не столько за образованием и дипломами иностранных вузов, сколько бегут из страны, которая все более утрачивает перспективу и смысл своего существования. Вместе со страной смысл и перспективу утрачивают и граждане, разбегающиеся кто куда, включая студентов, то есть будущего страны.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи