Наташа Прах: «Разворота Словении в отношении поддержки Украины нет»

28 ноября 2016, 8:22
no image

Посол Словении в Украине Наташа Прах в интервью «i» опровергла, что ее государство передумало поддерживать наше при помощи санкций против России, а также украинскую статистику о сокращении словенских инвестиций в украинскую экономику.

С начала украинско-российского конфликта Словения выступала на стороне Украины. Но с прошлого года в СМИ появились сообщения, что Ваша страна (в частности, премьер и глава МИД) теперь ратует за отмену антироссийских санкций. Почему настроения словенского правительства переменились?

Возможно, такая информация есть на российских сайтах, но позиция Словении по оккупации Крыма и актам агрессии на Донбассе не менялась. Мы, по-прежнему, выступаем за санкции в отношении РФ. Они нужны, пока не будут в полной мере выполнены Минские соглашения.

В этой связи, я бы хотела обратить Ваше внимание на совместную декларацию, которая была принята во время официальной встречи президентов Республики Словении и Украины 8 ноября 2016 г. в Любляне, в которой четко говорится, что Словения поддерживает суверенитет и незыблемость границ Украины. Словения и в дальнейшем будет поддерживать политику санкций ЕС в отношении Российской Федерации до полной имплементации Минских соглашений.

Тем не менее, некоторые украинские СМИ пишут о том, что в последнее время взоры словенского правительства устремились в сторону Кремля, чего ранее не наблюдалось. Более того, Словения стала называть РФ своим стратегическим партнером. Почему Ваша страна прибегает к политике двойных стандартов? Что такого посулила Москва?

Никакого политического разворота Словении в отношении поддержки Украины нет. Мы также не проводим политику двойных стандартов. Я бы хотела еще раз вернуться к недавнему визиту Президента Украины Порошенко в Любляну и совместно принятой декларации. Она, как и наша позиция, достаточно четкая: непризнание аннексии Крыма, поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины, санкции в отношении РФ до полной имплементации Минских соглашений.

В свете налаживания российско-турецких отношений, готовится возобновление проекта «Турецкий поток» и есть информация, что Словения не прочь присоединиться к нему. Учитывая, что крупный газораспределительный комплекс планируется на границе с Грецией, страны Центральной Европы весьма выгодно могут влиться в данный проект…

Недавно я прочитала в одной из рейтинговых словенских газет, что главенствующая роль РФ для Европы в энергетическом плане — это миф. Так как лишь 6% энергоносителей европейцы получают из России и потребляют около 27-30% российского газа. К примеру, Словения покупает газ в Австрии, на терминале Баумгартен. Вообще, наша страна выступает за диверсификацию путей и источников получения энергоносителей.

Что касается «Турецкого потока» и других проектов, если поступит положительная оценка в вопросе обеспечения наших энергетических нужд, конечно, мы будем заинтересованы в таком участии, если проект будет соответствовать законодательству ЕС и словенским интересам диверсификации путей и источников поставок.

Возвращаясь к теме антироссийских санкций и контрмер РФ, европейская экономика немало пострадала от них, особенно страны Прибалтики. Статистика свидетельствуют о том, что товарооборот Вашей страны с РФ упал на 40% за последние годы…

Влияние ограничительных мер ЕС в отношении РФ, так и ответных санкций, мы сильно не ощущаем. Хотя, не скрою, словенский экспорт в Россию значительно сократился. Причиной этому не только санкции, а кризисная ситуация в российской экономике. Если вычленить из 38% спада нашего торгового оборота с РФ именно санкционную часть убытков, то эта цифра составит не более 1%.

Почти три года назад в интервью мне Вы сказали, что словенские инвесторы не едут в Украину из-за высокого уровня коррупции и неблагоприятного инвестиционного климата. По нашей статистике, в 2015 г. объем прямых словенских инвестиций в украинскую экономику составил $52,7 млн. (на 18,8% меньше, чем в 2014 г.). То есть, стало еще хуже, чем было?

Словенская статистика дает противоположные данные: в прошлом году наши инвестиции в Украину увеличились на €10 млн. (после спада в 2014 г.) и наблюдается их дальнейший рост. Наших инвесторов все больше в Украине, так как они видят, что в Вашей стране проводятся успешные реформы. К тому же, это для них интересный рынок. И хочу подчеркнуть, что все словенские компании, которые работали здесь до агрессии — остались и развиваются.

Можете описать, что за компании работают в Украине, в каких сферах экономики?

Это около 70 компаний. Многие из них развиваются в сфере экологии, телекоммуникаций, пищевой продукции и IT (в сельском хозяйстве), системе очистки воды, мусоропереработке. Среди них активно развивается инжиниринговая компания Riko, специализирующаяся на проектах в области технологического оборудования, энергетики, экологии, логистики и строительства, а также Datalab Agro, работающая в сфере разработки инновационной IТ продукции для сельского хозяйства.

А насколько успешен словенский опыт разработки и внедрения AgroIT решений в сельском хозяйстве? Изменения и преимущества, к которым может привести внедрение инструментов IT в сельском хозяйстве?

Такой опыт развит и успешен не только в Словении, но и в других европейских странах. IT используются для повышения урожайности сельскохозяйственной продукции. В том числе, для рационального использования удобрений, кормов, качественного планирования и даже принятия управленческих решений. К тому же, эти IT-разработки полезны для государства. С помощью IT-новаций, оно сможет контролировать ситуацию в сельском хозяйстве. То есть в целом, IT-разработки способствуют повышению эффективности ведения аграрного бизнеса.

Расскажите о государственно-частном партнерстве в Словении, способствующем продвижению сельхозстратегий.

В нашей стране это называется «задруга». Функционирует объединение фермеров, которое объединяются с целью улучшения объемов производимой продукции и продажи на внутреннем и внешнем рынках. Но хочу сказать, что сельское хозяйство не имеет значительного процента в ВВП Словении — не более 2%.

К слову о ВВП. В Словении зафиксирован его рост в прошлом году на 2,3%. Чем это обусловлено?

Да, в прошлом году рост реального ВВП составил 2,3%. В конце 2015 г. прогнозы экономического роста на следующий год были не такими утешительными, но уже в середине 2016 г. они были скорректированы в сторону улучшения. До конца текущего года мы ожидаем показатель ВВП на уровне 2015 г., а в 2017 г. – надеемся на 2,9%. Причиной роста стало увеличение объемов нашего экспорта (в том числе, в Украину), так как словенская экономика более чем на 80% является экспортно-ориентированной. Конечно, большинство наших товаров реализуется в странах ЕС. Также в Словении проведены некоторые структурные реформы, с целью, чтобы страна стала более конкурентоспособной.

Что это за реформы?

В первую очередь, реформирование финансового и банковского сектора. Прошла процедура очищения от негативных активов, осуществлена рекапитализация банков, что дало возможность банкам работать в нормальном режиме, в том числе с бизнес-сектором. Во-вторых, стимулировано приток частных инвестиций в страну. И это дало толчок развитию нашей экономики.

 

Прошли изменения в вопросе дерегуляции, внесены некие коррективы в пенсионную систему (в частности, пенсии вырастут на 1,5%, начиная с 1 января 2017 г., при этом ожидается повышение пенсионного возраста до 65 лет), также проведен ряд социальных реформ. Все это способствовало оздоровлению словенской экономики. Но впереди нас еще ждет реформа системы здравоохранения, хотя и нынешняя система доступна каждому словенскому гражданину.

Prah1Какая ситуация с поставкой украинских товаров на словенский рынок? Что пользуется спросом?

Преимущественно, это сельскохозяйственные продукты (пшеница и другие зерновые), сырье.

А какую продукцию словенского производства можно найти в Украине?

В любой аптеке есть масса словенских лекарственных препаратов – KRKA, Lek. В магазинах электротехники продаются товары нашего производства — ETI, Gorenje (один из 10 крупнейших европейских производителей бытовой техники). Также есть магазины словенской обуви (например, Alpina). Думаю, что рост обоюдного экспорта есть результатом проводимых реформ и улучшению макроэкономической ситуации в Украине, а также подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и применение углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, в результате чего было ликвидировано много торговых барьеров. Поэтому, позитивная перспектива в этом вопросе есть.

Проведение, каких совместных мероприятий экономического характера поспособствует активизации торгового сотрудничества?

Сложно сказать. Все зависит от ситуации на рынке. Если есть спрос, то и закупки будут расти. Со своей стороны, Словения приложит к этому максимум усилий. К тому же, наша совместная договорно-правовая база располагает всем необходимым. Но и Украина тоже должна быть заинтересована и проявлять себя активней, чтобы словенский бизнес узнал больше о возможностях украинского рынка.

Наши отношения регулируются Совместной украинско-словенской комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству, последнее заседание которой было еще в октябре 2013 г. С чем связана пауза?

И Украина, и Словения работают в условиях рыночной экономики. И экономические отношения должны регулироваться на основе спроса и предложения, а государство должно создать благоприятные условия для бизнеса. Когда мы говорим о рыночной экономике, я не вижу смысла в ежегодном проведении Межправительственной комиссии. А проводить заседание только ради встречи как таковой совсем не целесообразно.

Просто нужно работать на основе тех документов, что уже подписаны. И компании, которые наладили между собой бизнес-диалог, будут работать, невзирая на то, проводится Межправкомиссия регулярно или нет. Я думаю, что наши страны уже достигли такого уровня отношений, когда нам не нужны такие формальные встречи. Ведь статистика говорит лучше всяческих таких заседаний.

Тем не менее, какие из решений предыдущей Комиссии работают?

Практически все: по сфере туризма, телекоммуникаций, экологии и т.д. Если какой-то из пунктов решений и не был реализован, скорее всего, по причине отсутствия интереса бизнес-кругов. Но на это Межправкомиссия никак не можем повлиять, ведь мы живем в эпоху рыночных отношений.

Между прочим, об интересе бизнеса. Насколько активизировались украинские предприниматели в Словении, в связи с тем же подписанием нашей страны Соглашения об ассоциации с ЕС?

По статистике, украинские инвестиции в нашу экономику растут, хотя они не значительны — €1,7 млн. за прошлый год. К тому же, преимущественно, это малый и средний бизнес. Крупный украинский капитал в Словении пока отсутствует.

А если говорить об инвестициях в общем, что создает благоприятную почву для иностранного инвестирования в Вашей стране?

Начнем с того, что Словения — государство ЕС и страна, входящая в состав НАТО. К тому же, мы являемся членом шенгенского пространства и еврозоны. А это уже весомые аргументы. Более того, в Словении высокие стандарты ведения бизнеса: четко и прозрачно работает правовая система, то есть, каждый капитал защищен в законодательном плане.

Кроме этого, наша страна занимает выгодное географическое положение: она расположена на пути из Адриатического моря в среднюю и северную Европу. Поэтому, наше государство весьма привлекательно как микролокация в центральной Европе. Также у нас есть хорошо образованная рабочая сила. А в стране — высокий уровень жизни. И что немаловажно— Словения входит в десятку самых безопасных стран мира.

Что касается каких-то льгот для иностранных инвесторов, то их немного. Разве что региональные. Некоторые словенские регионы (на востоке страны), чтобы динамичнее развиваться могут предоставлять инвесторам определенные преференции: различные субсидии, снижение налогообложения. Но это решается в индивидуальном порядке. Вообще, наше местное самоуправление имеет очень высокий уровень развития, и многие вопросы находятся в его непосредственной компетенции.

В нашем интервью Вы упомянули о том, что между Словенией и Украиной развивается туристическая составляющая. А как в этом аспекте обстоят дела с активизацией отношений в сфере авиаперевозок — возобновлением прямого рейса Киев-Любляна? Или это проблемно?

Проблем нет — вопрос спроса и предложения. Но это уже коммерческие нюансы. Если словенская авиакомпания Adria и, к примеру, украинская МАУ придут к выводу, что поток пассажиров на маршруте Киев-Любляна-Киев (или с другого украинского города), достаточен и введение такого рейса финансово рентабельно, тогда будет принято решение о возобновлении прямых полетов. Со своей стороны, наше правительство предпримет все необходимые правовые действия.

А почему бы не ввести сезонные полеты?

Авиакомпания Windrose уже прибегала к такой практике в прошлом году — в зимний период. Полеты осуществлялись из Харьковского международного аэропорта. С конца декабря они возобновятся из Харькова и Киева.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи