Ведущий эксперт армянского Центра региональных исследований Давид Шахназарян убежден, что США никогда не признают Крым российским.
Поведение президента США Дональда Трампа будет существенно отличаться от поведения кандидата Трампа. Такое предположение в интервью Крым.Реалии высказал ведущий эксперт армянского Центра региональных исследований Давид Шахназарян.
“При всей кажущейся одиозности Трамп провел свою предвыборную кампанию вполне рационально и прагматично. Даже сделанные им скандальные заявления находили поддержку и понимание у многих американцев, особенно у небогатых. Для этих людей было очень значимо предвыборное обещание Трампа вернуть в Америку производство и рабочие места. Однако не стоит придавать его предвыборным обещаниям слишком большое значение — он говорил то, что от него хотели услышать, и, как показал результат выборов, эта тактика сработала. То же самое касается и внешней политики Трампа”, — отметил эксперт.
Давид Шахназарян подчеркивает: победа такого кандидата, как Дональд Трамп, свидетельствует о глубоком идеологическо-моральном кризисе всего западного мира, а не только США.
“И Соединенные Штаты, и Европа отошли от основных своих принципов и системы ценностей. Они начали руководствоваться неоправданным прагматизмом, который привел к притуплению чувства опасности. Однако небывалый успех популистской кампании внесистемного кандидата, в то же время, дает шанс как республиканцам, так и демократам провести “работу над ошибками”, очень серьезно задуматься о причинах такого явления и вернуться к утраченным ценностям. Сделать это их заставляет сама жизнь. То же самое касается и Европы”, — рассуждает эксперт.
При этом Давид Шахназарян признает: первые пара лет правления Трампа могут оказаться для всех постсоветских стран самыми тяжелыми, поскольку новый президент может хотя бы частично начать воплощать в жизнь некоторые из своих предвыборных тезисов. Однако армянский аналитик убежден: одному человеку не под силу развернуть на 180 градусов всю внешнюю политику США.
“Ни в одной стране механизмы сдержек и противовесов не работают так эффективно, как в США. Более того, я думаю, что если Трамп в своей внешней политике начнет руководствоваться прежними установками, у него могут возникнуть очень серьезные проблемы с его однопартийцами. Путин, очевидно, хочет некой “Ялты-2″, что автоматически означает не только возврат к Холодной войне, но и создает дополнительную угрозу для Европы, а отношения с Европой для США в любом случае важнее, чем с Россией”, — считает эксперт.
“Если мы вспомним, как пришел к власти Обама в 2008 году, он был настроен очень дружелюбно по отношению к России. Да, конечно, на тот момент еще не было аннексии Крыма и войны на Донбассе, однако уже существовал ряд тревожных признаков, которые Обама попросту проигнорировал. В частности, он не обратил внимания на Мюнхенскую речь Путина 2007 года и то, что Путин тогда прямым текстом заявил президенту Бушу о том, что такой страны, как Украина, не существует. Затем Путин доказал свои слова действиями против Грузии в августе 2008 года. Однако все это было забыто. Если бы агрессивные намерения России встретили в тот период достойный отпор, ситуации с Крымом и Донбассом просто не возникло бы. Путин еще в 2007 году ясно показал, что он пытается нащупать, где в представлении Запада находится та самая “красная черта”. Однако оказалось, что он переступил ее даже не в момент аннексии Крыма, а только начав войну на Донбассе”, — напомнил Шахназарян.
Армянский аналитик считает: на изменение позиции Обамы повлияла не только нарастающая с годами агрессивность России, но и сама американская система, потребовавшая от президента более жесткой реакции на действия Кремля.
“Думаю, что если Трамп начнет сейчас воплощать в отношении России пункты своей предвыборной программы, система приведет его к пониманию ситуации гораздо раньше, чем это произошло с Обамой. Дело в том, что система всегда действует в интересах США — она была выстроена подобным образом. А интересы Соединенных Штатов, в свою очередь, не ограничиваются только внутренней политикой. Трампу просто не позволят ни поддерживать Путина, ни закрыть Иранский проект. И вполне возможно, что, поскольку ситуация сейчас намного опаснее, чем в 2008 году, защитные механизмы системы сработают раньше, и в конце правления Трампа Путин уже будет мечтать о таком президенте, как Хиллари Клинтон. К примеру, сейчас в Конгрессе рассматривается новый законопроект, направленный на ужесточение санкций против России. Это показывает, что система уже пытается предпринять меры на случай возможных эксцессов со стороны Трампа”, — допускает Давид Шахназарян.
В частности, эксперт ссылается на слова самого Дональда Трампа о том, что путинская “гибридность” заключается не в его умении и ловкости, а в том, что Европа была не способна адекватно действовать на пренебрежение Кремлем Хельсинского основополагающего документа, регулирующего незыблемость границ от внешней агрессии.
“Если бы Европа прекратила бы экономическое сотрудничество с Россией, в первую очередь в нефтяной и газовой отраслях — что было бы весьма логично, то проблема Крыма, может быть, была бы решена, да и войны на востоке Украины и в Сирии просто не возникло бы. С имперскими планами Путина было бы покончено”, — добавляет Шахназарян.
Одним из признаков возможного ужесточения политики Трампа в отношении России эксперт называет рассмотрение кандидатуры Митта Ромни на должность госсекретаря США. Будучи кандидатом в президенты на выборах 2008-го года, Ромни называл Россию угрозой №1 для Соединенных Штатов, а во время текущей предвыборной кампании открыто не поддерживал Трампа.
“Конечно, вызывает определенную тревогу тот факт, что Трамп предложил пост советника по национальной безопасности отставному генералу-лейтенанту Майклу Флинну, известному своими связями с Russia Today. Однако показательно, что он не рассматривает Флинна как потенциального госсекретаря, и предложил этот пост именно Ромни. Сам же Флинн, между тем, после выборов хранит молчание, и уже не ратует за сближение с Москвой так, как раньше. Новый директор ЦРУ Майкл Помпео тоже, мягко говоря, никогда не отличался симпатией к России. Руди Джулиани не получил пока никакого поста, но он был очень близок к Трампу в течение всей предвыборной кампании, и недавно заявил, что с Россией следует разговаривать с позиции силы. Все эти назначения или намерения новых назначений показывают, что политика будущего президента будет существенно отличаться от его предвыборной риторики. К тому же, как сообщает “Голос Америки”, на пост главы Пентагона претендует отставной генерал Корпуса морской пехоты Джеймс Мэттис, который критиковал Обаму за недостаточную военную поддержку союзников по НАТО. Мэттис занимает антироссийскую позицию и убежден, что “в Крыму и на Украине идет война”, — рассуждает Шахназарян.
Что касается возможной политики Трампа в отношении Украины и Крыма, эксперт считает, что на нее не смогут не оказать влияния два важнейших международных события, произошедших недавно. Во-первых, несколько дней назад Международный уголовный суд в Гааге приравнял аннексию Крыма к международному военному конфликту, а во-вторых, Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию “Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)”, в которой Россия прямо названа государством-оккупантом.
“В первую очередь я, как гражданин Армении, хочу извиниться перед Украиной за то, что моя страна голосовала против резолюции ООН. Как я уже много раз говорил, основные вопросы нашей внешней политики и безопасности решаются не в Ереване, а в Кремле. Однако резолюция была принята, а после решения Гаагского трибунала вопрос находится уже не только в политическом поле, но и в правовом. Здесь решения принимают уже не политики. Путин в ответ вывел Россию из-под действия Римского статута, но сейчас это просто глупо, потому что в документе описаны действия Москвы, совершенные ею в период, когда юрисдикция Римского статута распространялась на Россию”, — замечает эксперт.
Исходя из всего вышесказанного, Давид Шахназарян уверен: США никогда не признают Крым российским.
“Не исключаю, что при Трампе Крым вернется на Украину. Если же представить, что Трамп попытается признать аннексию Крыма, это приведет к немедленному импичменту. Точно так же я считаю, что Вашингтон в любом случае продолжит укреплять НАТО, потому что всеобщая европейская безопасность — это безопасность США”, — убежден аналитик.