Последние новости
Сегодня
22 ноября 2024

Что украинцам делать с долларом, если в США его решат “убить”

10 ноября 2016, 11:39
no image

Приближающийся новый экономический кризис может поднять вопрос о смене мировой резервной валюты

Новый масштабный кризис, который может еще больше усугубить экономические проблемы в Украине, уже на подходе. Время его старта и размах во многом зависят от ситуации в Китае и США. Но “отдача” для нашей страны будет зависеть еще и от цен на международных сырьевых рынках и действий властей. О прогнозах на следующий год и более отдаленных перспективах UBR.ua расспросил доктора экономических наук, управляющего партнера инвестиционной компании Capital Times Эрика Наймана.

Эрик, какие тенденции больше всего влияют на экономику сегодня и будут влиять в 2017 году?

В следующем году сохранят влияние несколько доминирующих факторов 2016 г.: геополитический (зависимость от влияния, оказываемого на Украину МВФ, США, Россией и Евросоюзом); олигополия (увеличение влияния на экономику олигархов, которые не заинтересованы в реформах и, по сути, являются ключевым тормозом их проведения).

Например, суммарное состояние украинских олигархов, по рейтингам Forbes, за время кризиса сократилось с $55 до 20 млрд. Однако, за это же время благосостояние основной массы украинцев уменьшилось втрое.

И третий фактор — динамика мировых цен на сырье, от которых на 96% зависит наш ВВП.

Макроэкономическое улучшение этого года — это не результат действий правительства и НБУ, а итог повышения мировых цен на сырье. Нацбанк и Кабмин просто не имеют права вешать себе “медали” за стабилизацию экономики.

При этом зависимость отечественной экономики от мировых цен только возросла. Если раньше по динамике ВВП на душу населения мы коррелировали с Грузией, то сейчас упали до уровня Молдовы, которая всегда была самой бедной страной Европы. И вот Украина ее догнала.

Кстати, украинским политикам стоит проанализировать результаты выборов в Молдове. На волне бедности там победили пророссийские кандидаты. Поэтому и у нас реванш возможен, если власть “законсервирует” нынешнюю ситуацию в экономике Украины.

Обещанную часть кредитного транша МВФ до конца 2018 года мы еще получим?

Вопрос не принципиален. Сейчас получение транша бесполезно. На газ нам должны выделить 500 млн евро и отопительный сезон пока вселяет оптимизм.

Но отсутствие транша не скажется на валютном рынке?

На курс больше повлияет перечисление в Минфин от НБУ еще 28 млрд. грн. Он только 10 млрд. грн. перечислил, и мы увидели, что с отметки ниже 26 грн./$ курс подскочил выше 26 грн./$. Так что Новый год можем встречать с курсом 27 грн./$.

Как вы оцениваете наши перспективы в 2017 году?

Самыми важными станут последствия выборов в США и вероятность кризиса в Китае. В США все скоро станет понятно. При победе Трампа мы не будем иметь ни летального оружия, ни гарантий по долгам, ни денег МВФ. А это дополнительная дыра в финансировании в $5-6 млрд. которые на международных рынках Украина вряд ли получит. Вновь обострится вопрос курса.

Победа Клинтон сулила нам финансовую поддержку, относительно спокойный 2017 год. Но, это — базовый сценарий, допускающий, что в мире кардинально ничего не изменится.

Насколько ситуация в отечественной экономике будет зависеть от решений Кабмина и НБУ?

Если они не допустят глупостей, то можно ожидать рост ВВП в 1,5-2%, курс — до 30 грн./$, а инфляцию в 8%. Я не жду роста цен из-за повышения минимальной заработной платы до 3,2 тыс. грн. Эти деньги не будут стимулировать спрос, потому что просто идет перераспределение деньг от работающих людей в пользу бюджетного сектора. Это простая перемена мест слагаемых.

Но повышение минималки преподносится как стимул для роста внутреннего спроса и запуска экономики

Власти просто пытаются собрать деньги. Повышение минимальной зарплаты автоматически повлечет увеличение фонда оплаты труда и, как следствие, отчислений в социальный и пенсионный фонды. По сути — это рост налоговой нагрузки, которая ограничивает возможности бизнеса.

Последний отреагирует увольнением людей или их переводом на неполный режим работы, сохраняя таким образом налоговую базу на старом уровне. Тогда фонд оплаты труда останется неизменным и роста отчислений не произойдет.
Минфину это грозит возникновением дополнительного дефицита бюджета в 24 млрд. грн. — ведь зарплаты бюджетникам будут подняты автоматически. Для покрытия бюджетной дыры нужны будут понадобятся дополнительные источники покрытия.

Без них путь один — печать денег через монетизацию ОВГЗ. В этом случае мы получаем дополнительный стимул для инфляции — уже в 10%, и девальвации — до 32 грн./$. И повторюсь — это без внешних шоков. Мировой кризис все еще больше усугубит.

Вы вновь упоминаете о мировом кризисе. Считаете, что он действительно возможен?

Сейчас сырьевой цикл на дне. Хотя волна падений еще возможна из-за кризиса в Китае. Ожидается, что он будет очень сильный. На мой взгляд вероятность такого исхода событий составляет около 75%. Кризис не будет мгновенным.

Сегодня Китай девальвацией юаня сглаживает ситуацию. Но девальвация — это угроза оттока капитала, который уже начался и будет угрожать валютным резервам Поднебесной. Плюс гигантские долги китайской промышленности. С девальвацией обслуживать эти долги в банках станет сложнее, что чревато дефолтами, банкротствами и оттоком вкладчиков. Недаром в Китае растут покупки биткоина, золота и недвижимости, в том числе зарубежной. Девальвация юаня, кстати, также оказывает негативное воздействие на цены на сырье.

Возможный кризис в Поднебесной ударит не только по экспортерам, работающим на эту страну, но и по производителям внутренних рынков многих государств, в том числе и Украины. Плюс цены на нефть упадут до $20-25/баррель.

Парадокс в том, что из-за высокой корреляции с ценами на нефть других сырьевых рынков, дешевая нефть нам не друг, а враг. Украине выгоднее, когда растут цены на зерновые и масло.

Новый мировой кризис дотянет до кризиса 2008 года?

Скорее, он будет напоминать кризис в Азии, начавший в 1997 году. И из локального китайского кризиса быстро перекинется на соседние страны: Филиппины, Индонезию, Вьетнам, потом Малайзию. Затем “вирус” подхватят Евросоюз (25% экспорта промышленного оборудования Германии идет в Китай, и немцы моментально почувствуют удар) и РФ (потому что цены на нефть упадут). А кризис в России ударит по странам СНГ и по нам, в частности. Кстати, кризис ЕС тоже ударит по Украине.

Как долго может продлиться новый кризис?

В зависимости от того какие инструменты борьбы с этим кризисом останутся у властей. Вы не можете попросить Федеральную резервную систему напечатать $2-3 трлн. Программы количественного смягчения, которые раньше проводил ФРС, сейчас не срабатывают.

Возможно, что, по итогам кризиса, цены на золото вырастут в 3 раза до $5 тыс./унция. Также возможен отказ от доллара, как от мировой резервной валюты и замена его статуса на СДР. Этот кризис может стать масштабнее, чем в 2008 году, и его последствия рискуют оказаться гораздо масштабнее.

Что будет с теми долларами, которые сейчас на руках у украинцев?

Их собственники будут бегать с безумными глазами, пытаясь найти применение долларам. На пике может дойти до того, что просто начнут проводить обмен зеленых долларов, например, на розовые.

Какое влияние на кризис окажет новый президент США?

При Трампе кризис начнется с США и уже оттуда распространится на весь мир. Штаты начнут пересматривать торговые отношения, в том числе, с Китаем. В итоге резко ухудшится его торговый баланс, начнутся торговые и валютные войны, перерастающие еще и в локальные военные конфликты. Если бы победила Клинтон, то кризис начался бы с Китая и, возможно, чуть позже.

Насколько возможно падение курса доллара, если США пойдут на его обмен?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать какой уровень девальвации может произойти к тому моменту, когда встанет вопрос обмена. Любые макроэкономические ошибки наших властей могут быстро вывести гривну, например, к отметке 40 грн./$, а через пару лет к 60 грн./$,

Имеете в виду приближающиеся выплаты по госдолгам?

Главная долговая нагрузка придется на 2018 год. Если в течении следующего года мы не выйдем на рельсы активного экономического роста, то в 2018-2019 гг. получим дефолт и пойдем с протянутой рукой просить повторной реструктуризации долгов. Нынешние 1,5% экономического роста — это путь к дефолту. Надо 3,5-5%.

Стоит ли сегодня менять главу НБУ?

Не вижу смысла. Если бы главного банкира страны выбирали за профессионализм, можно было бы это обсуждать. Но у нас выбирают по другим принципам. К тому же, Гонтарева уже поднаторела в управлении, потренировалась первые полгода, что очень дорого Украине обошлось. А теперь что, опять будем кого-то обучать? Вопрос об увольнении главы НБУ должен быть увязан с предложением новой кандидатуры. Чтобы не пришлось менять шило на мыло.

Все статьи