Биограф Эшли Вэнс решил изучить проблемы Tesla, SpaceX и SolarCity.
Илон Маск недавно вышел на сцену мексиканского города Гвадалахара и поделился своей мечтой, к исполнению которой он шел всю жизнь. Щеголяя усиками причудливой формы, Маск олицетворял застенчивого Тони Старка, рассказывая толпе космических энтузиастов о том, что он таки планирует колонизировать Марс. Аэрокосмическая компания Маска – SpaceX – отправит тысячи ракет и космонавтов на Красную планету. Возможно, это случится в течение десяти лет, и цена при этом может составить всего $ 10 млрд. Некоторым из космонавтов этот эксперимент будет стоить жизни. Другие дальше будут жить-поживать… хотя Маск не очень-то вдавался в столь специфичные подробности.
Маск продолжает водить за нос планету Земля. Он отчасти является техно-мессией – существом, которого прислали сюда из будущего, чтобы спасти человечество, – и частично шарлатаном – ловким бизнесменом, который притягивает одураченных инвесторов и вдохновляет их делать все более грандиозные денежные ставки. Каждый раз, когда одна из его компаний сталкивается с проблемами, у Маска, кажется, есть еще один захватывающий проект, о котором стоит всем объявить: новый вид транспорта, космический Интернет или марсианская колония – он всегда находит, чем взбудоражить и сбить с толку.
Маск пытается отвлечь нас от тревожных аспектов деятельности его компаний или сомнения одолевают лишь недальновидных, несклонных к риску люди, которые сдерживают нас всех от фантастического будущего?
У его компаний хватает проблем, со всех сторон. Весной водитель автомобиля Tesla Motors, который ехал в режиме автопилота, разбился и погиб, из-за чего последовали судебно-медицинские экспертизы технологии со стороны как регуляторов, так и потребителей. На более базовом уровне автопроизводителю часто не удается собирать автомобили в необходимых количествах, а потому предложение приобрести SolarCity, компанию Маска по производству солнечной энергии, было встречено с недовольством и исками акционеров. Ключевые инженеры Tesla, а также двое служащих высшего звена, которые занимались связями с общественностью, ушли из компании. SpaceX пережила еще один взрыв ракеты, из-за которого будущее компании может оказаться в сложном положении. Но вместо того, чтобы затаится, Маск – просто до невозможного – становится все более открытым, яростно преследуя своих критиков в Твиттере и блоге Тесла.
В Силиконовой долине Маском восхищались, его любили и боготворили, но люди начинают задаваться вопросом, не взял ли он на себя слишком много. Если это так, то грядет сценарий бедствия: ведь сейчас Маску есть что терять – больше, чем когда-либо.
Tesla, SpaceX и SolarCity уже не являются экспериментами. Tesla и SolarCity – это публичные компании. А компания SpaceX стала решающей не только для космической программы США, но и для стран и компаний по всему миру, обнадежив всех поставкой спутников для общения, развлечений и национальной безопасности. Если пострадают его компании – не просто Интернет-плейбой пустит свои миллионы на ветер. Будут потеряны десятки тысяч рабочих мест, миллиарды в столице будут уничтожены и зачахнет технический прогресс.
Есть прецедент того, как Маск справляется с вероятным апокалипсисом. В 2008 году одновременно обе компании– и Tesla, и SpaceX – были в шаге от разрушения. Для выпуска Roadster – первого автомобиля Tesla, а также благополучного запуска в космос ракеты SpaceX Маск почти полностью потратил те $ 200 миллионов, которые он заработал от продажи PayPal компании eBay. Маск был вынужден занимать деньги у своих друзей, в то время как родители его подруги и будущей жены – Талулы Райли – предложили перезаложить их дом, чтобы помочь удержать его компании на плаву. (Он не согласился принять это предложение). Тогда Маск пережил публичный развод с первой женой, Жюстин, и выдержал порцию негатива со стороны СМИ, которые раньше чествовали его.
“Он выглядел, как сама смерть”, – рассказывала Райли в своей версии биографии Маска. – “Помню, я думала, что у этого парня будет сердечный приступ, и он умрет. Он казался человеком на грани”. В этот период Маск страдал от ночных кошмаров предпринимателя. “Он физически ощущал боль”, – отмечала Райли. – “Он даже во сне начинал кричать”.
Маску удалось выбраться из тех темных времен, как Гудини из горящей смирительной рубашки. Когда автопроизводители-собственники решили заявить о банкротстве в условиях глобального экономического кризиса, он убедил инвесторов вкладывать больше денег в Tesla. Затем он убедил NASA предоставить ему возможность поработать с компанией SpaceX и ее ракетами. После более четырех лет благодаря умному инжинирингу, удачливости и силе воли Tesla и SpaceX в определенной степени добились стабильности. В 2012 году Tesla произвел седан Model S, который даже скептики в Детройте оценили как, вероятно, лучший автомобиль из когда-либо созданных. Компании SpaceX удалось провести состыковку ракеты с Международной космической станцией, а SolarCity стала публичной компанией. Маск уже смотрел в пропасть, а потом совершил, пожалуй, самый серьезный предпринимательский прорыв в истории.
Именно с помощью Tesla мы можем получить самое четкое представление о состоянии дел Маска сегодня. На протяжении многих-многих лет компания изо всех сил старалась наладить свои производственные операции. Неоднократно Tesla опаздывала с выходом новых продуктов на рынок. Компания регулярно срывает прогнозы продаж и поставок из-за задержек с производством, у ее автомобилей стоимостью в $ 100000 все еще есть недостатки. Все эти вопросы остаются, но Tesla продвинулась на пути к созданию своего дорогого аккумуляторного завода в штате Невада, в то же время изо всех сил пытаясь найти способ повысить прибыль. Спекулянты, которые пропали из виду во время удачного выпуска Model S, вернулись полные сил; некоторые из них с уверенностью утверждают, что Tesla мчится к ужасной гибели.
Маск слишком хорошо знает обо всех проблемах, и, по крайней мере, озадачивался мыслью, что сам по себе он не в состоянии справляться со столькими вызовами. Несколько лет тому назад Маск был близок к идее пригласить Тони Фаделла, создателя IPod и бывшего генерального директора Nest, в качестве генерального директора Tesla. “Илон и я несколько раз говорили о том, чтобы я стал исполнительным директором Tesla”, – рассказал Фаделл в 2014 году. Маск также рассматривал кандидатуру Тони Бейтса, бывшего генерального директора Skype, на роль возможного лидера. Маск, однако, всегда неохотно относился к тому, чтобы уступить контроль над компанией, а потому изо дня в день продолжает заниматься делами. Если есть сомнения, Маск делает ставку на себя.
Помимо финансовых и производственных проблем, Tesla сталкивается с самыми низкими рейтингами среди общественности со времен выпуска модели Roadster. Компания была главным промоутером технологии автопилота и получает огромную волну негативных отзывов каждый раз, когда один из автомобилей попадает в аварию. Маск комментировал несчастные случаи, приводя массу статистических данных в пользу технологии, вместо того, чтобы просто проявить искреннее сочувствие и выразить соболезнования. Это отпугнуло многих людей, которые не воспринимают алгоритмическое мировосприятие Силиконовой долины.
Лучше сложилась ситуация в SpaceX, хотя и не намного. За прошедший год компания сделала большой прорыв, запуская ракеты с впечатляющей скоростью, а также обеспечивая посадку ракет на землю с такой регулярностью, что этот невероятный подвиг стали воспринимать довольно обыденно. Затем, в начале сентября, ракета SpaceX взорвалась на стартовой платформе – это второй взрыв примерно за 15 месяцев. Никто не погиб, но взрывы послужили поводом для критиков SpaceX, которые считают многие действия компании бахвальством. Даже для самых лояльных клиентов SpaceX это стало довольно серьезным испытанием.
Люди очень восприимчивы к таким происшествиям и будут испытывать сомнения по отношению к Маску и его пути. Может быть, человек на самом деле потерял связь с реальностью и деятельность компаний Tesla, SolarCity и SpaceX, в конечном итоге, будет изучаться как один из примеров высокомерия.
Но как человек, который потратил годы на изучение биографии Маска, я считаю, что такое будущее вряд ли ожидает его, а также считаю тот цинизм, который окружает Маска, проявлением депрессивных нот и недальновидности.
Империя Маска сейчас намного стабильнее, чем в суровые дни 2008 года. Tesla, SpaceX и SolarCity – это очень даже реальные компании с реальными заводами и десятками тысяч сотрудников. Маск заслужил достаточно доверия и имеет достаточно ресурсов, чтобы с относительной легкостью собрать деньги или же привлечь помощь одного из своих многих супербогатых друзей, которые разделяют устремления Маска. Его компании также разработали технологии мирового класса, и, несомненно, в очередь за любой из них готовы выстроиться покупатели.
Компании Маска сильно и надолго повлияли на мир только по своим технологическим достоинствам. Электрический автомобиль является реальностью во многом благодаря продаже десятков тысяч дорогостоящих транспортных средств, и это оказывает давление на BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и другие компании, которым приходится держать марку в ответ. Программное обеспечение Tesla также сделало автомобильную промышленность снова интересной. Все автопроизводители были вынуждены модернизировать программное обеспечение в своих транспортных средствах и ускорить разработку программ автопилота.
SpaceX получает меньше внимания, но может быть самым большим достижением Маска. Трудно найти более патриотичную историю, чем рассказ о южноафриканском иммигранте, который использовал свои собственные деньги, чтобы оживить авиакосмическую промышленность США.
До компании SpaceX не было подобных прецедентов, чтобы человек пытался конкурировать с государствами с многолетним опытом работы и миллиардными бюджетами. Теперь ракетные компании множатся, стремясь превзойти SpaceX по цене. По мере падения стоимости появляются десятки других стартапов с новыми видами спутников, которые обещают изменить технологии во многих отраслях: от создания изображений до медицины.
С развитием автомобилестроения, добычи энергии и освоения космоса Маск открыл новую индустриальную эпоху. Мир машин и инфраструктуры неожиданно готов двигаться дальше на высокой скорости. И предположение, что Маск играет важную роль в изменении мира, совсем не кажется гиперболой.
Мы забываем, что все это – результат личных достижений Маска. В каждой точке, где его компании наконец-то обретают стабильность, Маск берет на себя больше и обещает больше, стирая память о прошлых достижениях. Может быть, у него уже сформировалась зависимость или необходимость в том, чтобы превосходить самого себя.
Обитатели Уолл-стрит и случайные зрители часто находят подход Маска неподобающим, и в этом есть определенный смысл. Им хочется видеть последовательные показатели прибыли в расчете на одну акцию и четкие горизонты, в то время как он вовлечен в изобретательский процесс и больше озабочен попытками спасти человечество от забвения. Мало кто из нас выбрал бы жизнь Маска и его толерантность к риску, которая бы свела с ума большинство из нас. Маск достиг многого именно потому, что управляет своими компаниями на грани возможного.
Источник:Bloomberg Businessweek
Подготовила Наталья Скачек