Поляки не могут забыть войну

23 апреля 2015, 7:56
no image

В Украине завершается десятый фестиваль Дни польского кино, продемонстрировавший главные тренды современного кинематографа нашего соседа.

О том, что польский кинематограф, который, начиная с конца 50-х годов, считается одним из сильнейших в Европе, остается в хорошей форме, говорит уже один тот факт, что именно польский фильм «Ида» получил в этом году «Оскара» за лучший иностранный фильм. «Ида» — еще и пример того, как военная травма до сих пор не отпускает поляков. И это не удивительно — Польша понесла одни из наибольших потерь среди стран-участниц второй мировой войны, и не забывает этого до сих пор.

Впрочем, в самой «Иде» действие происходит в далеком 1962 г., воссозданном на киноэкране в черно-белом варианте. Такой редкий сегодня художественный прием как отсутствие цвета оправдан здесь, как минимум, трижды. Во-первых, сам фильм сделан в стилистике польского кино начала 60-х годов, которое было тогда черно-белым. Во-вторых, социалистическая Польша тех лет показана такой, какой она была — безрадостной и бедной, в том числе и красками. В-третьих, наконец, сама история, рассказанная в фильме, проста и печальна.

Молодая послушница Анна незадолго до того, как принять монашеский обет, узнает, что ее настоящее имя — Ида Лебенштейн. По приказу настоятельницы она на несколько дней возвращается из монастыря в мир, где знакомится со своей тетей Вандой, судьей и бывшим прокурором. Вместе с Вандой Ида отправляется на машине тети (важная деталь — личный автомобиль был в те годы только у самых привилегированных функционеров) в путешествие в глубинку, чтобы узнать, как погибли ее родители-евреи.

И то, что они узнают, приводит к тому, что верная коммунистка Ванда кончает жизнь самоубийством, а Ида, успевшая узнать не только печальную историю смерти ее родителей, но и радость любви, все-таки возвращается в монастырь. Мир вне его стен оказывается для нее слишком жестоким.

Нелегка и непроста жизнь и в том современном мире, который предстает перед кинозрителем в других фильмах фестиваля. И в этом, кстати, отличительная особенность современного польского кинематографа. Несмотря на то, что Польша сегодня — одна из самых успешных стран Евросоюза по темпам экономического роста, польские кинематографисты, как и во времена социализма, не любят снимать свои картины в шикарных интерьерах, Их герои, как правило — простые люди, которые живут небогато и постоянно сталкиваются с проблемами.

Как, например, в фильме «Неуловимое» юные варшавские студенты Карина и Михал, которые познакомились и полюбили друг друга, подрабатывая на сборе урожая в Испании. История их отношений — типичная мелодрама, в которую вмешивается еще и детективный сюжет. Но дело тут даже не в сюжете и жанре, а в ощущении жизненной правды на экране, в передаче которой, как уже сказано, всегда был силен польский кинематограф.

Точно так же не отличается парадностью и фильм «Хочется жить», собравший несколько призов на международных фестивалях. Скромная, живущая в польском аналоге наших пятиэтажек, семья, в которую пришла беда — младший сын Матеуш болен церебральным параличом, не может говорить и самостоятельно передвигаться. И, тем не менее, картина оставляет светлое впечатление — на кинофестивале в Монреале, например, она получила приз зрительских симпатий.

Дело в том, что весь фильм — рассказ о том, как Матеуш борется за то, чтобы его жизнь стала настолько полноценной, насколько это возможно, и как ему помогает в этом большинство окружающих, которые и сами-то живут невесело. Конечно, во всем этом есть натяжка – например, многие бытовые проблемы Матеуша, которые легко себе представить, на экране не показаны. Но ведь и цель создателей «Хочется жить» заключалась в том, чтобы показать прежде всего не историю болезни, а силу человеческого духа — тем более, что фильм основан на реальной истории, героя которой показывают на фоне финальных титров.

В программу фестиваля входили также фильм «Боги» о хирурге, сделавшим первую в Польше операцию по пересадке сердца, и комедия «Гражданин», режиссер которой Ежи Штур, хорошо известный украинскому зрителю по главной роли в суперпопулярном фильме «Секс-миссия» («Новые амазонки»), приезжал на открытие фестиваля.

Необычным был один фильм о войне — «Варшавское восстание». Эта тема не отпускает польских кинематографистов с 50-х годов, начиная со знаменитого «Канала» Анджея Вайды. Но тут она решена как реконструкция на основе документальных материалов с использованием современных технологий.

Отдельно надо остановиться на заявленной в программе «Пассажирке», еще одной реконструкции, сделанной в далеком 1963 г. Ее режиссер, Анджей Мунк, не успев завершить фильм, погиб в автомобильной катастрофе. И это было трагедией не только личной, но и всего польского кинематографа того времени, поскольку талант этого человека был, как минимум, на уровне его коллег, принесших потом славу польскому кино – Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, Романа Поланского, Кшиштофа Кеслевского.

Проявился этот талант и в «Пассажирке» — одним из первых в мировом кинематографе художественном исследовании трагической темы гитлеровских концентрационных лагерей. Причем Мунк рассказал эту историю с позиций не только жертвы, но и палача, который постфактум пытается оправдаться перед своей совестью и лжет не только окружающим, но и самому себе.

Автор Борис Стрехов

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи