Павел Гудимов рассказал «і» о том, что культурную Украину все-таки ждет светлое будущее
Идейный вдохновитель и основатель холдинга «Гудимов арт-проект», настоящий оптимист Павел Гудимов рассказал «і» о том, что культурную Украину все-таки ждет светлое будущее, причем намного раньше, чем многие на это смели надеяться, а также о массовом изменении сознания украинцев и огромном потенциале нашей фотографии
Вопрос: В одном из своих интервью в конце 2007 г. вы отметили, что 2008 г. может стать годом прорыва для украинской культуры. Оправдались ли ваши прогнозы и ожидания?
Ответ: Однозначно! В обществе изменилось отношение к современному искусству, изменилось сознание значимых людей в финансовых и политических кругах, многое было сделано людьми культуры. Это все не на пустом месте, это большая работа, которая делается людьми разного уровня, олигархами (например, Виктором Пинчуком), владельцами галерей, кураторами и, естественно, самими авторами. Посмотрите, как усовершенствовалась работа галерей. Успешно функционируют «Коллекция», «Карась», держит свою линию «Цех», «Я Галерея» провела более 150 проектов, появилась интересная галерея «Худграф» и т.д. Много мероприятий организовал Влад Троицкий и его центр «ДАХ». И это далеко не все. Сейчас уже все понимают, что на одном только наследии никуда не уедешь, многие критикуют Украину за это, у нас же есть достойное настоящее. К нам зачастили представители Sotheby’s и Christie’s, и это говорит, что процесс уже пошел, он откладывается в подкорке, и какие бы ни были экономические неприятности, уже не будет такого, когда в обществе нивелируется визуальное искусство, театр и т.д. Я как человек процесса не скажу, что воспринимаю все слишком адекватно, но я вижу, сколько людей в этом году увлеклось, сколько появилось новых коллекционеров, которые не просто вкладывают деньги, им это действительно интересно. Накопилась критическая масса, которая должна была найти свой выход. Наверное, самое приятное — это то, что процесс происходит очень естественно, нефорсированно, хотя для 17 лет независимости немного поздно.
В: Неужели все так радужно?
О: Конечно, нет. Есть и недостатки — засилье массовой культуры. Особенно это отразилось в музыке, когда обилие искусственных проектов переходит все границы, когда количество молодых талантливых групп, которые видят перед собой перспективы, чрезвычайно мало. Когда у нас был классный рок, в России — множество попсовых проектов. Я боялся, что в Украину хлынет эта волна, и она хлынула, правда, с большим опозданием. Думал, что английская ориентация нашей молодежи возьмет верх, но политика масс-медиа и звукозаписывающих студий практически не оставляет им шансов.
Также и наш кинематограф не сделал ни одного успешного проекта, а ведь для качественного авторского кино не нужны миллионы. Взвешенная, грамотная, правильно акцентированная политика страны может создавать большую популяризацию правильных направлений. В этой системе должна рулить молодежь, она может создать все необходимые изменения, единственное — должны обязательно быть так называемые вожаки.
В: Наблюдаете ли вы некие сдвиги в нашем профильном министерстве?
О: В министерстве однозначно есть сдвиги. Я довольно часто общаюсь с Василием Вовкуном, и во многом он прислушивается ко мнению участников современного культурного процесса. Мы много общаемся о современной культуре Украины, о значении стиля в донесении культурных проектов, о музейной политике, международной культурной деятельности и т.д. Нам просто необходимо создание хотя бы небольшой сети украинских культурных центров, которые бы не были шароварщиной, а показывали современную, динамичную, прогрессивную строну Украины. Очень важен стиль, который должен присутствовать во всем, что связано с имиджем Украины. Нужна смелость и дерзость. Институции будут претерпевать серьезные реформы, музеи перестанут быть мертвым пространством, кладбищем искусства, станут активными живыми организмами. Должны появиться книжные магазины, дизайнерские сторы, это все должно сработать как явление, как иной стиль жизни. Есть определенная правильно просчитанная коммерция в этих проектах, которая не забивает суть, а подчеркивает. Надо быть слепцом, чтобы не замечать, что в Украине есть очень сильные стороны и очень слабые, так давайте сильные подчеркивать, а слабые подтягивать. Если наше министерство будет продолжать в том же духе (когда люди не просто выполняют свои обязанности, а действительно переживают и любят), то моя мечта: Украина как культурная страна имеет все шансы быть реализованной в ближайшие сроки.
В: Ваш арт-холдинг не топчется на месте, расскажите о проектах, над которыми вы сейчас работаете и планируете запустить в этом году.
О: Сейчас мы активно занимаемся масштабным проектом «Украинский дом фотографии», это сообщество для профессионалов, в котором основной акцент делается именно на творческой фотографии. Шапочка «дом» не подразумевает под собой какое-то конкретное место или помещение, изначально это будет интернет-портал, на котором разместится вся информация, относящаяся к украинской фотографии. Потом он может перерасти в музей фотографии и разноплановые международные культурные проекты. Такое явление, как фотография, в Украине сильно развито, но при этом внимание на ней совершенно не акцентировано. О многих талантливых авторах у нас знают только их коллеги. Это страшная проблема. Некоторые фотографы уже умерли, а их архивы сохранились у близких родственников. Эти работы нужно поднимать, собирать, засвечивать. Но прежде чем сделать о каждом из них книгу (а это очень затратный проект), нужно создать элементарный реестр, дать хотя бы минимальную информацию. «Украинский дом фотографии» — информационная поддержка, общее объединение всех фотографических сил. Я очень надеюсь, что наша ментальность здесь припрячет свои особенности и фотографы смогут собраться вместе. Концепцию портала мы обсуждали вместе с авторами, кураторами, галеристами, коллекционерами. В дальнейшем мы планируем организовывать международные проекты, показывать украинскую фотографию за границей и привозить работы лучших зарубежных авторов к нам. Но основной акцент будет на месте нашей фотографии в украинском и мировом контексте.
В: Насколько украинцы, по вашему мнению, готовы воспринимать фотографию как жанр искусства наравне с живописью, кинематографом и т.д.?
О: В Киеве уже есть несколько галерей, которые регулярно выставляют фотографию. Думаю, при правильной раскрутке этого явления их станет еще больше. Явление становится явлением после того, как оно объективно раскручено, проанализировано критикой, поддержано фотолитературой, выставками, общением, мастер-классами.
Людям нравится смотреть фотографии, потому что это очень близкое и понятное искусство. Но при этом оно открывает новые перспективы, дает возможность посмотреть на мир другими глазами, под иным углом. В этом есть элемент подглядывания, превращения. Также фотография интересна и в социальном плане. Например, работы Александра Чекменева, Александра Гляделова или Александра Ранчукова, которые тонко касаются острых социальных моментов, фотоисследования Анны Войтенко. Работы Арсена Савадова — настоящий contemporary art, в основу которого положена фотография. Ляпинские «Дырки» — нечто среднее между фото, contemporary art и графикой. Многим кажется, что фотография — очень доступное искусство, зачем платить деньги, если можно купить технику и снять самому. Но когда человек начинает углубляться, выясняется, что, помимо аппарата, нужно еще иметь и дар. На самом деле платят не только за мастерство автора, но и за заложенную идеологию. Фотография идеологически очень сильна.
Павел Гудимов родился 12 октября 1973 г. во Львове. Основатель и руководитель «Гудимов арт-проект». В 1991-1996 гг. учился во Львовском лесотехническом университете, специальность — «Ландшафтная архитектура». С 1991 г. начал активно заниматься музыкой. Первая группа — «Клан Тишины».
В 1994-2005 гг. — гитарист группы «Океан Эльзы». В 1998 г. переехал в Киев. В 2001 г. учредил архитектурную мастерскую и галерею «Я Дизайн». Начал заниматься организацией выставок украинского современного искусства. В 2005 г. учредил музыкальную группу «Гудимов». Выпустил два диска — «Трамплины» (2005 г.), «Монополия» (2007 г.). Клип на песню «Короткий разговор» попал в Книгу рекордов Украины и Книгу рекордов Гиннесса. С 2006 г. занимается благотворительностью. Начал проект «Сердце, не спи». 12 апреля 2007 г. открыл арт-центр «Я Галерея». В этом же году учредил культурный холдинг «Гудимов арт-проект», в который вошли следующие направления: издательство художественной литературы «Артбук», группа креаторов «Акцент», архитектурная мастерская «Я Дизайн», арт-центр «Я Галерея», музыкальная группа «Гудимов».