По данным Международного валютного фонда, в Украине ВВП на душу населения составил в прошлом году в пересчете 3862 доллара США.
Это меньше, чем в Албании или Монголии. Для сравнения – в Германии ВВП на душу населения равнялся 43952 долларам. Без помощи извне Украина не в состоянии обслуживать долги, выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам. И помощь начинает поступать от Международного валютного фонда, США и Евросоюза. Но сумеет ли Украина когда-либо вернуть кредиты?
Между тем Москва использует “Газпром” как средство давления на Украину. Во вторник, 1 апреля, цена на газ, которая до отмены всех льгот составляла 268,5 долларов за тысячу кубометров, выросла на 44 процента, в четверг, 3 апреля, – еще на 100 долларов. Теперь она будет составлять 485,5 долларов за тысячу кубометров. Это значительно выше, чем в Западной Европе, где цена на газ – в среднем 350 долларов США. По данным главы “Газпрома” Алексея Миллера, задолженность Украины за газ превысила 1,7 миллиарда долларов.
В Киеве много говорят о богатых залежах сланцевого газа в самой Украине. Но освоение этих месторождений методом фрекинга потребует много денег и времени. “Пока все эти разговоры служат лишь аргументом в спорах с Кремлем, – констатирует Александр Маркус. – Если через пять лет Украина сумеет освоить значительные месторождения, она реально снизит свою зависимость от России. Но на это потребуется от 4 до 5 лет”.
Чтобы залатать хоть какие-то прорехи в бюджете, Евросоюз предоставляет Украине около 2 миллиардов долларов, Япония – 1,5 миллиарда, США – гарантии на кредиты до 1 миллиарда долларов. Международный валютный фонд готов выделить 18 миллиардов долларов, но на жестких условиях. Но как будет Украина расплачиваться с долгами?
“Украина с ее 46 миллионами населения – крупный рынок сбыта, растет и ее значение как производителя запчастей и компонентов, например, для немецкой автопромышленности”, – считает член делегации немецкой промышленности в Киеве Александр Маркус (Alexander Markus). “В перспективе у Украины большой потенциал”, – подчеркивает член Европарламента, немецкий депутат Александр граф Ламбсдорфф.
О каких величинах они говорят? Поставки запчастей и компонентов для автомобильной промышленности составляют 14 процентов всего объема экспорта Украины в Германию. Но их доля в общем импорте немецкого автопрома – всего 0,3 процента.
Украина всегда числилась житницей Европы. И сегодня страна – третий по величине экспортер зерна после США и Евросоюза. Однако устарелые методы и отсутствие капиталовложений в сельское хозяйство приводят к тому, что украинское зерно стоит на рынке дешево и используется, в основном, как кормовое. Ни Россия, ни Евросоюз в закупках не заинтересованы – они сами экспортируют зерновые.
Что еще может предложить Украина? Самые простые станки, уголь, сталь низких сортов – в основном Украина до сих пор экспортировала их в Россию. Но Кремль может без труда найти других поставщиков.
Стратегически важны для России отдельные предприятия авиационной и оборонной промышленности. Например, почти все российские вертолеты комплектуются украинскими моторами. “Без Украины российская армия ни летать, ни стрелять не сможет”, – считает украинский экономист Борис Кушнирук. Но сможет ли Киев продолжать сотрудничество в этой области перед лицом военной угрозы со стороны России? Кушнирук уверен, что нет, ведь “иначе украинское оружие может быть использовано против Украины”.
Россия хочет, чтобы Украина оставалась зависимой от нее. Александр граф Ламбсдорфф усматривает геостратегические интересы: “Россия хочет сдержать НАТО на подступах к своим границам и построить так называемый Евразийский союз. А без Украины он теряет смысл”. Граф Ламбсдорфф уверен, что экономические интересы играют для России лишь второстепенную роль.
Но и для Евросоюза потенциальные экономические выгоды от сближения с Украиной не оправдывают миллиардных затрат. Александр граф Ламбсдорфф считает, что интересы ЕС можно сформулировать в трех словах: стабильность, отсутствие пограничных конфликтов и массового притока беженцев с Украины. Для Парижа, Берлина или Лондона Украина далеко. Для Польши, Словакии, Венгрии или Румынии она – ближайший сосед. Уже сейчас в этих странах работает немало гастарбайтеров с Украины. Поэтому после аннексии Крыма они в рамках ЕС и требуют сделать все возможное, чтобы не допустить дальнейшей агрессии со стороны России и предотвратить большой хаос в Украине.