"Мне кажется, в прошлом месяце ничто не удручало меня больше, чем позиция, которую заняли многие абсолютно здравомыслящие британцы по отношению к плутовскому референдуму в Крыму
Я кратко изложу их точку зрения так: “Крымчане проголосовали, большинство захотело отойти к России – и смирись с этим, потому что разве не в этом заключается смысл демократии?” – пишет колумнист The Times Дэвид Ааронович.
Эта статья не об Украине и Крыме, но о тенденции, которую иллюстрирует крымский референдум, поясняет автор: “Это, скорее, о том, что я бы назвал псевдократией – политической системой, которая формально имеет вид демократии, но в которой суть демократии постепенно разрушается, пока от нее не останется одно голосование”, цитирует Инопресса.
“Самая мощная псевдокартия в мире – это та, что только что аннексировала Крым”, – утверждает Ааронович.
Путин был переизбран в марте 2012 года, набрав 63% голосов. До его предвыборной кампании и во время нее, согласно наблюдателям ОБСЕ, было показано более 25 пропутинских документальных телепередач, в то время как кампании других кандидатов в основном оставались в тени. “Об антикоррупционных демонстрациях либо не сообщалось, либо они становились темой враждебных репортажей”, – пишет автор.
“Овладение СМИ является важной составляющей путинского успеха”, – рассуждает автор, упоминая реструктуризацию РИА “Новости”, назначение его генеральным директором Дмитрия Киселева, вытеснение из телеэфира канала “Дождь”.
“Существует множество других способов, при помощи которых правозащитники и антикоррупционные активисты могут подвергаться преследованиям и подвергаются им. И все это не требует чисток, погромов, массовых арестов или пули в затылок”, – отмечает автор.
Конечно, здесь есть одна загвоздка. Псевдократия имеет тенденцию к коррупции и застою. “Если слишком много граждан поверят в это слишком сильно, с президентом может случиться то же, что и с Януковичем”, – пишет Ааронович.
“Чтобы быть популярной среди достаточного количества своих подданных, псевдократии нужны другие выигрышные моменты”, – говорится в статье. И самым важным из них представляется социальный консерватизм и его естественный результат – обвинение Запада в попытках подрыва национальных ценностей.
“Если Россия – это главная формирующаяся псевдократия, то Иран – ее эталон”, – утверждает Ааронович. Любопытно, может, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган осознанно наблюдает за Россией и Ираном и думает: “Так держать!”
“Но псевдокартии, как писал Маркс, порождают собственных могильщиков”, – говорится в статье. Сочетание консерватизма и обращения к авторитету малопривлекательно для образованных молодых людей, в которых нуждается любое современное общество, чтобы добиться успеха. “Попытки отрезать молодежь от внешнего мира должны потерпеть неудачу, – выражает надежду Ааронович, заключая призывом: – Долой псевдократию!”