Интерес к спирту объединил оппозицию с властью

7 августа 2013, 12:41
no image

Вопреки мировой практике, народные депутаты игнорируют принципы социальной ответственности и предлагают ликвидировать госмонополию на производство и торговлю этиловым спиртом. Но при этом они хотят увеличить штрафы за нарушение правил его реализации и направить эти средства на достройку детской специализированной больницы «Охматдет».

Депутаты Верховной Рады Андрей Сенченко, Сергей Терехин из фракции «Всеукраинское объединение «Батьківщина», а также регионал Михаил Опанащенко предлагают парламенту отменить государственную монополию на производство, импорт и оптовую торговлю этиловым спиртом. В законопроекте, которым они инициировали такие изменения, говорится о том, что вместе с лицензией на производство спирта предприятиям всех форм собственности будет выдаваться приложение к ней с перечнем видов спиртов и алкогольных напитков, разрешенным к выпуску. Кроме того, законопроект предусматривает отмену лицензии на право экспорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Учитывая медицинские противопоказания, авторы законопроекта также предлагают запретить торговлю насыщенными диоксидом углерода алкогольными и слабоалкогольными напитками, включая газированные вина. А продажа пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков должна осуществляться исключительно в специализированных магазинах или их отделах с видеонаблюдением мест проведения расчетов.

Если же эти нормы будут предпринимателями нарушаться, что депутаты предлагают увеличить действующие штрафы в 2-10 раз. В частности, за нарушения в сфере производства спирта, алкогольных напитков и табачных изделий без лицензии штраф составит не менее 85 тыс. грн (вместо нынешних 8,5 тыс. грн.), за оптовую и розничную торговлю этими товарами без лицензии – не менее 17 тыс. грн (сейчас -1,7 тыс. грн), за производство алкогольных напитков с использованием неустановленных видов спирта – не менее 15 тыс. грн (вместо действующей ставки 8,5 тыс. грн). Дополнительные поступления в государственный бюджет, предусмотренные от реализации этих инициатив, депутаты предлагают направить на финансирование достройки Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», а также строительства других заведений лечебного и спортивного профиля.

Авторы законопроекта, который подразумевает, по сути, отмену госмонополии в спиртовой отрасли, обосновывают важность своих инициатив и ссылаются при этом на необходимость гармонизировать действующее украинское законодательство с нормами Евросоюза. Однако отраслевые специалисты уверяют, что это не соответствует действительности: полная или частичная государственная монополия на производство алкогольных напитков, их оптовую и (или) розничную торговлю существует, по меньшей мере, в 18 странах – см. таблицу. Наиболее распространенным методом для ограничения доступности спиртных напитков является лицензирование их производства и продажи. Более 40 стран используют ту или иную систему лицензирования.

«По уровню социальной значимости алкогольный рынок занимает особое место. Это рынок повышенного риска с точки зрения национальных интересов. Поэтому во многих демократических странах с рыночной экономикой принято социально ответственное законодательство, предписывающее монополию государства на производство или продажу спиртных напитков, а торговля алкоголем ведется таким образом, чтобы вредоносное влияние предотвращалось, насколько это возможно», – отмечает Михаил Блинов, председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции при Комитете Госдумы РФ по экономической политике.

При этом он считает украинский опыт госмонополии в спиртовой отрасли весьма успешным с финансовой точки зрения и называет его «показательным». «При монополии на производство спирта (компания «Укрспирт» принадлежит государству) была введена единая ставка акциза на спирт. В первый же год поступление акцизов и налогов увеличилось на 60 %, а за два года удвоилось. Рост отрасли позволил украинским производителям начать успешную международную экспансию, в том числе на рынок России», – рассказал российский эксперт.

Впрочем, в Партии регионов, которая контролирует парламентское большинство, ситуацию в украинской спиртовой отрасли считают сейчас критической и требующей принятия особых антикризисных мер. В частности, в прошлом году регионал Павел Климец зарегистрировал законопроект, которым предложил ликвидировать госмонополию в отрасли и разрешить приватизацию госпредприятий, осуществляющих производство спирта. Как говорится в пояснительной записке к документу, «приватизация предприятий, которые производят спирт, обусловит привлечение инвестиций в алкогольную отрасль, что, в свою очередь, поможет модернизировать значительную часть предприятий данной отрасли и ускорит темпы экономического развития государства».

Впрочем, эксперты скептически относятся к возможности получения описанного положительного экономического эффекта от приватизации спиртзаводов. «Прежде всего, это приведет к негативным социальным последствиям, которые перечеркнут финансовый фактор. Подразумевается не только расширение возможностей для производства фальсификата, но и ослабление контроля за распространением спирта», – констатирует Михаил Кораблев из инвесткомпании «Профит гарант».

Особенности монополии в спиртовой отрасли разных стран мира

Беларусь. Государственная монополия на производство.

Болгария. Государственная монополия на производство и торговлю.

Канада. Региональные монополии, контролирующие продажи алкоголя в зависимости от потребления.

Финляндия. Монополия на розничную продажу (за исключением алкоголя крепостью менее 4,7 %).

Франция. Монополия на оптовую продажу бренди.

Германия. Монополия на оптовую продажу бренди.

Латвия. Монополия на производство вин и крепких спиртных напитков. Лицензия, требуемая для продаж.

Литва. Монополия на производство вина и крепких спиртных напитков.

Норвегия. Монополия на производство крепких спиртных напитков и их розничную продажу.

Швеция. Государственная монополия на розничную продажу (кроме продажи некрепкого пива в магазинах бакалеи).

Швейцария. Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков (за исключением вина, пива и сидра). Монополия предоставляет лицензии другим производителям

Македония. Государственная монополия на производство и распределение всех алкогольных напитков.

Турция. Государственная монополия на производство и распределение крепких спиртных напитков.

Туркменистан. Государственная монополия на производство всех алкогольных напитков.

США. Лицензия или монополия в зависимости от штата: в 18 штатах введена монополия на оптовую продажу, в 10 из них—монополия на розничную продажу.

Уругвай. Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков, которая может лицензировать других производителей.

Источник: журнал «Налоговая политика и практика», Россия

Все статьи